© Елена НИКИТИНА

31 АПРЕЛЯ

Опубликовано в журнале "Ночной портье"
Речь пойдет о 31 апреля. Этого дня нет ни в одном календаре. Но так было не всегда. В упадочной Римской империи этот день, представьте себе, существовал! И стал знаменательным благодаря тому, что именно в этот день по приказу какого-то императора звери растерзали юную христианку по имени Вальпургия. Спустя столетие, после того, как Рим узаконил христианство, этот день, с полным правом, посвятили святой великомученице Вальпургии. 

Кровожадные варвары гунны, сокрушившие крепость Рима, этот день почитали на свой лад: приносили жертвы алчно-воинственным богам, устраивали бешеные оргии, напивались до беспамятства и бузили. Благодаря описанным бесчинствам король Теодорих решил просто взять, да и отменить день 31 апреля. А праздник святой Вальпургии перенести на ночь! О том, насколько ошибочным было такое решение, свидетельствует вся последующая история.

Исчезнувший, прямо-таки мистическим образом 31 апреля стал подлинной находкой для всевозможной нечисти! 

Немецкие ведьмы и колдуны собирались в Валупургиеву ночь на горе Брокен, французские - на холме Бютт-Шомон, британские - на руинах Стоунхенджа... Гуляли на широкую ногу, с огоньком и серным душком, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники - от "Молота ведьм" до "Фауста" Гете. 

Впрочем, к началу ХХ века ведьмовские шабаши приравнивались к сказкам из пропахшего нафталином сундука. 

В ночь на первое мая 1906 года никому неизвестный венский студент Освальд Шпиллер знакомится в пивной с девушкой, которую принимает за проститутку. Из пивнушки молодые люди уходят вместе. Наутро Освальд пробуждается с невыразимым и неизбывным чувством радости в груди. Но, с ужасом осознает, что совершенно не помнит, и где был, и что с ним приключилось минувшей ночью. 
Душа его жаждет повторения, однако, никаких сведений ни о девушке, ни о загадочном месте. Он кропотливо изучает карты местности, пытаясь выудить из памяти хоть какие-то смутные воспоминания. Тут-то ему на глаза и попадается средневековый трактат, описывающий шабаш в ночь святой Вальпургии. Его поражает описание чувств новичка, впервые побывавшего на шабаше. Тут все: и "стертость" памяти, и тоска по "утраченному раю", и невозможность отыскать то самое место, тех самых людей... Странная догадка мелькает в его мозгу: да не на шабаше ли я побывал? 
С тех пор он не думал больше ни о чем, как только о том, чтобы еще раз побывать на шабаше - всеми правдами и неправдами! 
И лишь спустя 55 лет желание его осуществилось, однако, уже не в Вене. В ночь, накануне 1 мая, в незнакомом кафе, он встречает девушку - ту самую! - совершенно не изменившуюся за все эти годы!
Незнакомка наотрез отказывается общаться с назойливым стариком, но он не сдается.
Осознав всю тщетность своих попыток, Шпиллер тайком следует за девушкой, фиксируя каждый свой шаг по городу в блокноте. Девушка идет мимо спящих аттракционов, поднимается на холм. На башне, далеко, часы бьют полночь. Посреди холма, снизу казавшегося пустынным, - обилие нагих людей, греющихся у костра. Переплетя руки, как на полотне Матисса, обнаженные пускаются в пляс, все быстрее, быстрее... Шпиллер, будто бы предчувствуя, что это зрелище - последнее в его жизни, судорожно описывает все происходящее... "Меня увидели, бесстыжая женщина с кровавой звездой, начерченной на лбу..."
На этом, собственно, запись обрывается. Первого мая на вершине парижского холма Бютт-Шомон полицейские находят синий труп старика с гримасой сладострастия. В его кармане находят - странный дневник, записи из которого на следующий же день публикуется в изданиях всего мира, мгновенно становясь сенсацией!
...Только Советский Союз не предоставляет печатных площадей для этих материалов. Впрочем, и в страну победившего материализма кой-какие сведения просачиваются, но об этом - позже. 

После этой публикации шабаши быстро входят в моду. По всей земле под каждый Первомай, собираются на шабаши. 
"Причем тут" - спросите вы, Первомай? Что общего между Днем солидарности трудящихся и ведьминским шабашем? Честно сказать, ничего, кроме простого совпадения. Которое, однако, подсказало Михаилу Булгакову сюжет "Мастера и Маргариты" Чем, спрашивается, еще, продиктовано желание Воланда справить Вальпургиеву ночь именно в Советской Москве? Да, разумеется, тем, что только здесь сатанинский праздник впервые получает статус государственного! Правда, с другой формулировкой. Вместо каких-нибудь "Варись, зелье, варись", здесь провозглашают: "Мир, труд, май" А уж погулять, все равно по какому поводу, и мы не против! 

А пока в Советском Союзе устраивают первомайские демонстрации и народные гуляния, рафинированная буржуазия Европы и обеих Америк отрывается на импровизированных шабашах. В большинстве они, правда, смахивают на костюмированные балы с картонным чертиком из табакерки. Но порой на этих представлениях творятся настоящие чудеса. Не без членовредительства!

В Буэнос-Айресе сын богатого землевладельца, некто Луис Моралес, настолько поднаторел в ведьмовских приемчиках, что заколдовал собственную жену, пытавшуюся препятствовать его походам на шабаши. Колдовство состояло в том, что бедная женщина лишилась дара речи и возможности двигать членами. Увы, любитель шабашей явно перестарался: он так и не смог вывести супругу из зачарованности. Несчастная провела остаток жизни в полной неподвижности и безмолвии.
Среди поклонников шабашей числились писатель Артур Конан-Дойл, философ Алистер Кроули, иллюзионист Гарри Гудини. Об одном из самых богатых людей прошлого столетия, мультимиллионере Аристотеле Онассисе упорно ходили слухи, будто в молодости, на одном из шабашей, он заключил договор с Сатаной, согласно которому кюриос Онассис получал сказочное богатство и неотразимость в глазах женщин, взамен же, по смерти, отдавал владыке мрака свою душу. Даже иные европейские светила, публично заявлявшие о своем атеизме, весьма охотно посещали шабаши. Известно, что поклонником ведовства был сам Зигмунд Фрейд, впервые оказавшийся на подобном мероприятии в 1902 году и с тех пор не пропускавший практически ни одной Вальпургиевой ночи. Он даже полагал, что подобные посещения избавят его от рака! 
Но самым курьезным случаем, связанным с Вальпургиевой ночью, стала история, приключившаяся в конце 70-х на Украине. В славном городе Сумы пост заместителя председателя горисполкома занимал товарищ Приходько, которому, несмотря на личную дружбу с первым секретарем ЦК компартии Украины тов. Щербицким, все никак не удавалось выйти в председатели. В конце концов, после чтения статьи о герре Шпиллере, он, забыв о своем атеизме, разыскал ведьму, пообещавшую сводить его на настоящий шабаш в ночь на 1 мая. Шабаш прошел на ура. Приходько, вступив в сговор с нечистью, заколдовал своего начальника, который, вот уж точно, по волшебству, внезапно утратил речь и зрение, что повлекло за собой 1 группу инвалидности. Однако для самого Приходько это окончилось плохо: председателем поставили не его, а функционера, присланного из центра. Подвела "колдуна" родная мать - старая коммунистка, некогда - соратница Хрущева. Каким-то образом узнав о том, что ее сын якшается с ведьмами, она отправила донос на него - прямо в Москву. Власти, недолго думая, поместили Приходько в психиатрическую больницу. С горя бедняга вскоре скончался. Смерть его имела удивительные последствия. К его прежнему начальнику не только вернулись утраченные функции, он еще и "чудесным образом" понял, что с ним произошло, и описал историю с шабашами и Приходько. История эта, опубликованная еще на заре Перестройки, стала одной из первых ласточек возвращения в нашей стране интереса к шабашам и ведовству. Интереса, который ныне живет и процветает. 
____________________________
© Елена НИКИТИНА
Опубликовано в журнале "Ночной портье"