На
встречу Марат Башаров явился изрядно
подшофе. И сразу выдвинул условие: "Говорит
буду только на улице. Там холодно, а мне как
раз надо в норму придти".
Неверным
шагом пересекая дворик по направлению к
ближайшей скамейке, оправдался:
–
Дома расслабляться не могу – все время за
рулем, так что не обессудьте.
–
Ох, и дисциплинированный же вы народ –
актеры! Не нарадуешься на вас!
–
Ха-ха-ха, актеры! Да я и актером-то стал
случайно. После школы я поступил в МГУ на
юрфак и совершенно случайно меня позвали.
Мне сказали, что театр "Современник"
ставит спектакль и не хотел бы ты
попробоваться на небольшую роль. Я сказал,
что вроде бы уже поступил в институт, мне
ответили, да ладно, попробуйся, чего тебе
стоит. Я пошел – попробовался, и меня взяли!
–
Юрфак-то закончил?
–
Нет.
–
Добровольно поменял такую прибыльную
профессию на театр?
–
Насчет прибыли можно поспорить.
–
Правда?
–
А что, нет что ли?
–
Просто многие жалуются, что им мало платят.
–
Кто жалуется, тому не повезло. Я не жалуюсь.
–
Каково это – чувствовать себя
счастливчиком?
–
Хм, да мы все – люди, нам всего мало. Когда
понимаешь, что тебе везет, хочешь, чтоб
повезло еще больше. Когда ты выиграл в
казино огромную сумму, сперва это кажется
счастьем, а потом кажется, что и счастье-то
это какое-то кислое, мало его. В смысле, мало
выиграл. Везение нужно, без него – никуда.
–
Пытался перебороть азарт?
–
А, это про казино! Да я и сыграл-то один раз.
Проиграл 250 долларов, больше не играю.
–
Страшно?
–
Не-а, зачем время даром терять! Работать
надо!
–
А на работе, на съемке например, страха не
испытываешь?
–
Я расскажу про первый съемочный день у
Никиты Сергеевича, "Цирюльника". Мы
снимали в Москве, было 27 градусов мороза.
Это был первый съемочный день вообще – и у
Никиты Сергеевича, и у Олега Меньшикова... Мы
снимали эпизод, когда мы едем после бала в
санях и я рассказываю про родинку. (Я играл
на английском языке, у меня был такой
моноложек про родинку на спине). Это был
очень сложный день – много массовки, сани,
много лошадей... Мы сняли дубль. Я должен был
начать текст в одной точке, вот у этого
столба, а закончить – за 500 метров. Камера
шла параллельно. Первый дубль я не смог – у
меня был жутчайший зажим. Второй – третий –
четвертый – пятый – все то же самое. После
10-го дубля ко мне подошел Никита Сергеевич и
сказал: "Марат, поди сюда". Я подошел с
дрожью в коленках (у меня все 10 дублей были с
дрожью в коленках). Подумал, в принципе, это
первый съемочный день и поменять актера
ничего не стоит. Михалков завел меня в
вагончик, налил себе 100 грамм виски, мне 100
грамм. "Ну что, – говорит, – бздишь?" –
"Бж-жу, Никита Сергеевич".
"Я
тоже бжу, – говорит он. – Давай еще по одной
хлопнем!". Еще хлопнули – дубль сняли.
–
Ты в армии служил?
–
Да, в Костроме, во время подготовки фильма
"Сибирский цирюльник". Я считаю, что
прошел армию. Я – актер, мне многого не
нужно. Мне достаточно трех месяцев, чтобы
все это прочувствовать. Я считаю, что я был в
армии.
–
Ты стал известным. Что-то изменилось в жизни?
–
Никаких изменений! Какие друзья были, такие
и остались. А что еще может измениться?
Друзья – это самое главное. Друзья – это те,
с кем мы вместе 15 лет. Вот это друзья – это
как жена – если тебе будет плохо, то вытащат
из дерьма.
Все
от них исходит – от друзей. Для них каким я
был в школе, в 1 классе, – таким и остался.
–
Хулиганил?
–
Да. Меня три раза из школы выгоняли. За
хулиганство. В школе я играл одну роль –
роль массовика-затейника, а дома я играл
роль прилежного сына. Если мне нужно было
получить от родителей железную дорогу (помните,
была немецкая железная дорога? до сих пор
она у меня на даче лежит), я играл роль пай-мальчика.
Но когда родители приходили в школу на
собрание, мы с приятелем подслушивали все (собрание
происходило на первом этаже, мы из окна все
подслушивали). Если нас ругали, я бегом
бежал домой, мыл дома полы, убирался – всю
квартиру драил. Когда приходила мама с
собрания, вся злая, а я драил полы, меня,
конечно, били ремнем, но били меньше.
–
Что же такое ужасное ты вытворял в школе?
–
Ой, да много чего! Все то же самое, что и все.
–
Но не всех выгоняли, да еще и трижды!
–
Я учился в спецшколе – во французской
спецшколе. Подложил училке на стул кнопку –
выгоняют, покурил в туалете – опять
выгоняют. Там все строже. Но зато и толку
больше.
–
Например?
–
Ну вот вы сидите, расспрашиваете меня. Ведь
это не просто так.
–
В этом заслуга твоих учителей?
–
И их тоже. (Переходит на французский).
–
Несомненный талант!
–
Да ладно, это я так, к слову пришлось.
–
Переводить будешь?
–
Переводами заниматься? Может попробовать? Я
вырос в татарской семье, и у меня родители
разговаривали по-татарски. Я с рождения
этот язык знаю. Между собой мама с папой
разговаривали по-татарски. Меня никогда не
учили этому языку. Меня спрашивают, как ты
говоришь по-татарски? – Хрен его знает! Как
по-русски, так и по-татарски. Татарский –
очень простой язык.
Я
изучал в школе французский, потом я
занимался с репетитором по английскому. Я
считаю, что знаю 4 языка – русский,
английский, французский и татарский.
...А
еще я снимался в Эстонии, и наполовину
выучил эстонский язык. Может я больной на
языки? Может брошу когда-нибудь это
актерство, и займусь переводами. Но пока
страшновато.
–
Ты не заметил, что мы все время возвращаемся
к теме страха? Признавайся, тебя чувство
страха когда-нибудь оставляет?
–
Ха-ха, чем дольше работаю, тем чаще
оставляет. Нет, правда! Я работал с Гришей
Константинопольским. Мы сняли, я считаю,
очень смешной фильм. Работая с Гришей я
понял, что кайф для меня, когда можно
назвать режиссера на "ты" и не
побояться предложить ему совершенно дурную
идею. Чтобы не надо было эти идеи
фильтровать – думать сказать – не сказать.
Это плохо. Надо все предлагать.
–
С Никитой Сергеевичем такого не было?
–
Нет.
–
Что же он, не человек что ли?
–
Он-то – человек, я был – нечеловек. С
Никитой Сергеевичем я работал – это была
моя первая работа в жизни. Я был зеленым
салагой (я не говорю, что сейчас я мэтр
российского кино), сейчас я понабрался у
Говорухина, у Митты, у Суриковой, у Рязанова
– непоследние ведь режиссеры. А когда я
работал у Никиты Сергеевича, я смотрел ему
только в рот, исполнял его задачи со своим
нутром, грубо говоря.
–
Марат, ты женат?
–
(Долгая пауза): Мы о работе будем говорить
или о чем?
–
Будем выводить формулу успеха.
–
А я ее уже давно вывел, для себя.
–
Поделишься?
–
Да. В интервью всегда нужно говорить то,
чего нет. И всегда нужно говорить абсолютно
разные вещи – на ходу придуманные мифы.
Тогда читателю это будет интересно –
потому что вообще непонятно что это за
человек. А то когда я читаю интервью, я
понимаю о человеке все.
Я
хочу и придумываю новые истории, но это
получается некрасиво
–
Ага, признаешься во вранье?
–
Не во вранье, а в мистификации.
–
Какая разница?
–
Врать – это грубо и брутально.
Мистифицировать – значит, подходить к
процессу вранья творчески.
–
С последствиями собственных мистификаций
сталкиваться приходилось?
–
Конечно, и это было здорово! Ко мне пришла
журналистка из "Вога" и говорит: "Здравствуйте,
Марат. Вы расскажите, как учились в Лондоне".
Я пожимаю плечами: "В каком Лондоне?"
Она: "У вас в пресс-релизе написано, что вы
учились в Лондоне, в театральной школе, три
года, а потом – в Париже".
Делать
нечего – я начал рассказывать как учился в
Лондоне, в Париже.
–
Так-так, Марат...
–
А что, похоже, что я говорю правду?!! Правда
что ли?!
–
Читая интервью с собой ты сам-то себя узнать
можешь?
–
Да. Потому что это говорил я.
–
Приятно с тобой пообщаться...
–
А что, уже все закончилось? А я бы еще чего-нибудь
рассказал. Наврал бы чего-нибудь... Ой, то
есть намистифицировал бы...
к логическому концу. На чем
прошу разрешения откланяться.