© Елена НИКИТИНА

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ БЕСЧИНСТВ

Опубликовано в журнале "КРАСНАЯ ВОЛНА"
Слово "разбор" - отягощенное добавлением "-ка" - звучащее как удар ножа гильотины, имеет совершенно особенное, конкретное и недвусмысленное значение. И именно об этом значении, во всех его трансмутациях и пертурбациях, пойдет речь.
* Первый крупномасштабный налет
Конец XV века. Честолюбивый испанский авантюрист Чезаре Борджа прибывает в Италию для того, чтоб реализовать свои непомерные амбиции. Пообтесавшись на новом месте, он самозвано объявляет себя герцогом Валентино. А для защиты титула и владений от каких бы то ни было посягательств, организует, выражаясь современным языком, крупное криминальное сообщество. Окружает себя всяческим отребьем - скрывавшимися от правосудия убийцами, беглыми каторжниками, монахами-расстригами и разбойниками.
Для справки, итальянцы прозвали доморощенное войско Борджа "bravi" ("храбрецы"), что аналогично английскому "killers".
Вооружив своих бойцов, новоиспеченный герцог предпринимает демарш на близлежащие замки и без особых хлопот овладевает ими. Так выглядит первый в истории крупномасштабный бандитский налет. Две трети итальянской территории Борджа берет под контроль. Его жизнь прекрасна и полна подвигов!
Но не все коту масленица. Дойдя до Милана и Генуи, Борджа наталкивается на чудовищную несговорчивость местных синьоров. Они уже платят щедрую дань французскому королю и германскому императору, и им совершенно не хочется считаться с невесть откуда взявшимся новым авторитетом. Миланцы и генуэзцы решают побороть Борджа его же собственными методами - они просто перекупают его bravi. Самозванец принимает смерть от рук своих же наемников...
* Чрезвычайная подозрительность и чрезвычайная жестокость
Дурной пример оказался заразительным. Не прошло и века, как в Испании приобрел чрезвычайную популярность способ решения любых конфликтов посредством чубатых bravi, вооруженных стилетами и мушкетами. А ввел эту моду никто иной, как сам глава государства - Филипп II Габсбург.
Этому монарху отравляли жизнь бесчинства недобитых отрядов мавров и басков, устраивавших королевским чиновникам кровавые теракты. Филипп, чьи поступки определялись чрезвычайной подозрительностью и не менее чрезвычайной жестокостью, для борьбы с террористами, создал тайный отряд bravi, готовых взяться за любое грязное дело. Победы над иноверцами ему показалось мало. Раз уж все так удачно сложилось, рассудил Филипп, двину-ка я своих киллеров в Голландию, а то эти бунтовщики-гезы совсем распоясались, дань платить не желают!
Сказано - сделано. Однако здесь банда головорезов потерпела поражение. Нидерланды получили независимость. Но кровожадный Филипп взял-таки реванш, подослав к главе Нидерландских Штатов, принцу Вильгельму Орантскому, наемных убийц...
Впрочем, Филипп не брезговал услугами наемников и в решении внутрисемейных проблем. Так, в руки bravi он отдал и собственного сына, Карлоса...
Все бы хорошо, не закрадись в один прекрасный момент в голову Филиппа мысль, будто bravi с легкостью могут разделаться и с ним самим. Ради собственной безопасности ему пришлось воздвигнуть в окрестностях Мадрида Эскориал - огромное сооружение, сочетающее в себе неприступную крепость, кладбище и монастырь. Там, среди гробов, страшась любого шороха и вздоха, жестокий монарх и окончил свои дни.
* Благими намерениями вымощена дорога в ад
В то время, когда Филипп агонизировал в своем мрачном подземелье, в Англии взошла звезда Уильяма Шекспира, которого по праву можно назвать величайшим бытописцем криминальных нравов. Симптоматично, что среди 37 его пьес, нет ни одной, где бы речь ни шла о преступлении. И это неудивительно. В те времена спрос на киллерские услуги был огромен. У Шекспира не было недостатка в примерах, он прекрасно помнил судьбу своего коллеги Кристофера Марло. Последний, помимо занятий драматургией, был еще и тайным агентом британской разведки - этаким Джеймсом Бондом XVI века. Видимо, Марло знал слишком много тайн, ибо в возрасте 29 лет был убит - по официальной версии, в пьяной драке. В действительности же - пал жертвой тщательно подготовленного заказного убийства.
Но вернемся к Шекспиру. Точнее, к его самой загадочной и криминогенной пьесе - к "Макбету". Известно, что произведение это было заказано английским королем Иаковом I Стюартом. Как еще мог заявить о себе этот несчастный монарх, чья мать, Мария Стюарт, погибла на эшафоте, чьи дядья и кузены сгнили в Тауэре, чьих предков истребили киллеры легендарного Макбета! Иаков, будучи по натуре человеком гуманным и миролюбивым, приходившим в ужас от самой мысли о насилии, не видел другого выхода, как осудить бандитизм и заказные убийства со сценических подмостков.
Но - увы - благими намерениями выложена дорога в ад. Проявляя благородство на троне, Иаков привел английскую монархию на край гибели. Приемник его, Карл I Стюарт был обезглавлен...
* Лирическое отступление
Самое время задаться вопросом - зачем аристократам, людям, по определению, благородным, решать свои проблемы руками черни, связываться с наемными убийцами, пятнать позором свои гербы и мантии? Ответ прост: во избежание ответственности - если не перед судом истории, то хотя бы перед самими собой. (В конце концов, от наемника можно легко избавиться и никто не принудит брать на себя ответственность за его поступки). В этом нехитром принципе состояло тогдашнее понятие о благородстве. И именно такое благородство давало карт-бланш на полномочия криминального авторитета. Люди низкого происхождения, не обеспеченные титулами и гербами, по понятиям той эпохи, не могли обращаться за помощью к наемникам - права морального не имели.
* Козел отпущения
В 1627 году вассал германского императора, герцог Мантуи - Винченцо II умер, не оставив прямых наследников. Согласно завещанию, его владения должны перейти в собственность подданному французского короля, герцогу Неверу.
Французский король, узнав об этом, радуется возможности расширить свою державу. Император Германии, напротив, возмущается - с какой, мол, стати мои кровные владения, по глупости моего же подданного, должны принадлежать французам! Разгорается скандал, к которому подключаются еще два соседа - король Испанский и принц Савойский, желающие под шумок умыкнуть спорную территорию.
Этот странный "пасьянс" заканчивается войной за Мантуанское Наследство - которая, по сути, оказалась ничем иным, как грандиозной разборкой четырех властителей. Стоит отметить, что единственной пострадавшей стороной, подлинным козлом отпущения стал несчастный герцог Невер.
Расставим диспозицию. Ни в чем не повинный Невер вмиг оказался заложником четырех государей, деливших его герцогство. Будучи французским вассалом, он, как и подобает добропорядочному гражданину, первым делом, попросил покровительства у своего короля. Тот пожал плечами - какая проблема! Плати моим мушкетерам - и дело в шляпе. Невер заплатил. Но тут, откуда ни возьмись, в его герцогство вторгаются испанские рати. Французы бездействуют. У нас сейчас и без этого проблем достаточно, разводит руками французский король. Невер бежит к испанскому владыке - в чем дело, Сир? Тот успокаивает наследника - все, мол, в порядке, герцогство - твое. Я готов отвести войска, если заплатишь за это. Невер платит.
За этой партией пристально наблюдает северный сосед - принц Савойский. Проконсультировавшись с французами и испанцами, сей государь тоже решает потребовать с Невера денег. Невер снова платит. В результате, он разорен.
Три монарха делят барыши, не замечая, что Мантуанское герцогство, без единого выстрела, оккупируют ландскнехты германского императора, неся с собой на Апеннины эпидемию чумы. Болезнь выкашивает три четверти коренного населения Мантуи и наносит существенный ущерб французским, испанским и савойским войскам. Три монарха подсчитывают убытки.
В конце концов, решив, что расход многократно превышает доход, государи подписывают мирное соглашение и в 1630 году заключают Регенсбургский мир, признающий вконец разоренного Невера герцогом Мантуи. Однако его это уже совершенно не радует. Тяжелые потрясения превратили его в инвалида.
* Вместо эпилога
Эту историю можно бы было закончить моралью. Но стоит ли? И разве не прав был Отто фон Бисмарк, сказавший: "История - это учитель, который никогда никого ничему не учит".
_________________________________
© Елена НИКИТИНА
Опубликовано в журнале "Красная волна"