© Елена НИКИТИНА

ХОРОШЕЕ ДЕЛО БРАКОМ НЕ НАЗОВУТ

Опубликовано в журнале "Ночной портье"
Гераклит искал спасения от брака под сводами храма Артемиды. Сократ, женившись на Ксантиппе, называл брак роковым недомыслием. Супруга старалась обречь философа на такие адские муки, что тот рад был выпить цикуту, лишь бы покончить со своим "семейным положением". Сущим безумием именовал брак Френсис Бэкон, нечестивым срамом - Игнатий Лойола. Лейбниц полагал, что свадьба делает человека ослом, а Иммануил Кант падал в обморок при виде брачной церемонии.

Рационально объяснить отвращение мужей к брачным узам удалось только Адаму Смиту - известному экономисту. Брак - это род сделки, - провозгласил он, - где сведение дебета с кредитом никогда не дает положительного сальдо. Человек вкладывает в брак самого себя. А что получает взамен?

...Индус, к примеру, не получает ровным счетом, ничего. Три года он горбатится на родителей невесты, не зарабатывая ни единой рупии. Выдержит испытательный срок, - будущие тести, так уж и быть, отдадут ему дочку. Но и то, с условием, что он откажется от всех сбережений в пользу невесты. Естественно, права голоса на семейном совете он тоже лишится, превратившись в собственность супруги.
Одно утешает: подобному браку не грозит развод. Ну какая хозяйка добровольно отречется от достояния, да еще такого работящего!

Филиппинским женихам приходится и того хуже. Здесь предприимчивые родители вводят прейскуранты на общение с невестой. Расценки прямо-таки драконьи:
переступить порог дома невесты - 200 песо;
поздороваться с невестой - 150 песо;
побеседовать с невестой 10 минут - 850 песо;
отужинать в доме невесты - 7000 песо;
пригласить невесту в ресторан - 1000 песо;
побеседовать с родителями невесты - 1500 песо и т.д.
Обойти этот закон не удается. Во-первых, сами невесты не допускают "бесплатного" общения. Во-вторых, на стороне девушек полиция нравов. Если инспектор, не дай бог заметит, что жених задарма сжимает, скажем, ладонь своей возлюбленной, то отправит нарушителя в каталажку.
Во избежание всех этих моральных и финансовых крахов, филиппинцам приходится заранее задумываться о своей семейной жизни. В большинстве случаев они выбирают жен в роддомах - среди новорожденных. 16 лет выплачивать своим будущим тестям ссуды оказывается куда выгодней, чем раскошеливаться за каждое слово наедине с повзрослевшей пассией.

Незавидна участь малайского жениха. Он должен выложить весьма солидный куш лишь за то, чтоб взглянуть на суженую до свадьбы. Впрочем, любопытством страдают не многие. Ведь если невеста не оправдает любовных надежд, деньги жениху все равно не вернут - должен же кто-то возмещать моральный ущерб, нанесенный девушке!
Большинство женихов отказывается от смотрин, предпочитая брак с котом в мешке, и надеясь на милость судьбы.

В жаркой знойной Африке, в Нигерии, от брака страдает не только жених, но и его родня. Если новобрачный окажется плохим супругом, тести возьмут свекров в рабство. Последние будут батрачить до тех пор, пока новоиспеченный муж не одумается, и не станет образцово-показательным.
(Ну и нравы!..)

Впрочем, и на черном континенте можно найти и вполне благородных тестей. В Зимбабве, скажем, невеста благодарит родителей жениха за сына, отдавая им весь свой скот. Но если выяснится, что жених не способен к воспроизводству рода, заберет презент, да еще с процентами. Конфискует все, вплоть до последнего слона.
C'est la vie: экономика должна быть экономной.

Сложно недооценить инициативность восточных мудрецов. С незапамятных времен в Кувейте, Аджмане и Бахрейне существовал особый налог на импорт невест. Поскольку главными импортерами заморских краль стали арабские эмиры, их кошельки всегда были туго набиты. Потенциальными женихами этот почин приветствовался.
Арабские красавицы, по экономическим соображениям, были обречены на вечную девственность. Бакшиш - выкуп за местную невесту - равнялся стоимости парохода, не говоря уже о тратах на само свадебное торжество. Так что, выбирая между одной арабской женой и гаремом из чужестранок, молодые люди отдавали предпочтение последнему.

Австралийские аборигены, страдающие от нашествия кроликов, уничтожающих весь урожай, ввели закон, согласно которому молодые люди, достигшие брачного возраста должны предоставить сородичам кроличьи шкурки. Чем больше кроликов жених забьет, тем лучшую невесту ему выдадут. Распределением невест заведовал старейшина. В большинстве случаев его вкусы совпадали со вкусами юношей.
Похожий обычай царит и на острове Суматра. Здесь, правда, аналогом кроличьих шкур выступают... крысиные хвостики. Цена одной невесты - 50 хвостов. Хоть суматринские барышни и ценят себя намного дороже, против установленного калыма не ропщут - в борьбе со стихийным бедствием все средства хороши.

...Да, невеселая картина. Недаром сострил Бернард Шоу по этому поводу: "Почему женщины живут дольше мужчин? Потому что у них нет жен". Жены всегда были источником хлопот. Если же мужья блюли древние традиции, то количество проблем неуклонно росло. Взять, к примеру, первую брачную ночь...
Если верить Геродоту, то ливийцы, скрежеща зубами, в день свадьбы уступали ложе местному царю. Если владыка оставался недоволен, он расторгал брак.
В Марокко в роли царя-первопроходца выступал монах. Пока совершалось "таинство" дефлорации, гости церемонии водили хороводы вокруг странной любовной парочки. В числе прочих плясал и молодой муж. Чувства - чувствами, а традиции игнорировать не след.
В центральноафриканской стране Гане и по сей день жених готов на время продать свою благоверную первому встречному. Право первой брачной ночи любой желающий может приобрести на аукционе. Деньгами, вырученными за надругательство над собственной плотью, невеста расплатится за свадебное торжество.
На острове Вануату, в Тихом океане, до сих пор в ходу правило: "Нашел невесту - поделись с ближним". Жених не имеет права отказаться, - в этом случае за его милой потянется дурная слава. Иногда (в тех случаях, когда друзей у жениха оказывается больше чем положено) процесс дележки растягивается на неделю. Все то время, что новобрачная ублажает друзей-приятелей, гости пируют. А чем дольше они пируют, тем прочнее семейные узы - таково поверье.

"Жених - это самое бесправное существо на свете, - ревел немецкий математик Христиан Эйслер, покидая свою суженую прямо на пороге кирхи. - Я соглашусь жениться только тогда, когда свадьбы перестанут быть столь помпезными. И столь разорительными!"
Будто по его заказу покончить со свадебными бесчинствами взялась Англия. Именно здесь в начале XVIII века появились первые брачные маклеры. Они составили каталоги желающих выйти замуж женщин, и выпустили газеты с объявлениями для тех, кто стремился вступить в брак. А к середине XVIII столетия там же появились брачные ярмарки, где женихи и невесты шли "с молотка". 
А уж как радовались брачные предприниматели, когда формировались пары! Они и из ружей стреляли, отпугивая злых духов, которые, не дай бог, разлучат молодых (ведь в этом случае предприниматели могли лишиться солидного барыша), и даже к колдовству прибегали. К примеру, пекли огромный брачный пирог, в который замешивали кровь жениха и невесты. (Кстати, тили-тили-тесто - это оттуда).
Агенты провожали своих подопечных прямо до церкви (чтобы брак состоялся наверняка), и не пускали через порог храма, если били городские часы - в этом случае семейная жизнь грозила стать безденежной. Раздосадованные своим материальным положением супруги могли запросто подать в суд на брачное агентство - за то, что их надежды на счастливую жизнь пошли прахом. Сводники предпочитали не рисковать.

Вот уж истина: где золото звенит, там и страсть кипит. Не случайно из всех брачных обычаев только один сохранил свою актуальность. Это - танец денег, практикующийся у всех народов, во всех культурах. Вариации его различны, но суть неизменна.
К примеру, в Венгрии и Португалии невесты водружают свои туфельки в центр праздничного стола и всякий, кто желает потанцевать с ними, кладет в туфли монеты.
Польские невесты манкируют танцы до тех пор, пока гости не начинают прикреплять монетки к их платьям. Если же собравшиеся оказываются людьми прижимистыми, невеста снимает с себя фату и обходит приглашенных по кругу. В этой ситуации им - volens-nolens - приходится раскошелиться.
В Греции молодожены не то, что танцевать - вкушать торжественную трапезу отказываются, если гости не осыпают их монетами.
Немцы, предпочитающие парным танцам групповые, предусмотрительно снабдили свадебные платья множеством кармашков. В них-то и оседают "танцевальные" монетки.
_________________________________
© Елена НИКИТИНА
Опубликовано в журнале "Ночной портье"