© Елена НИКИТИНА

БРЕМЯ СТРАСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ

написать автору

Опубликовано в журнале "PRO-спект"
До недавнего времени психология безапелляционно утверждала, будто человек - причина и следствие всех своих бед. Творец своей судьбы. Но, увы, это справедливо лишь отчасти. Попадая в коллектив, нам приходится жить по совсем иным законам и принципам, нежели наедине с собой. Проиллюстрировать это можно следующим примером. Молодой, пусть даже самый наиодарённейший художник, не получивший кредит доверия от общества или протекции от авторитетной личности, не будет признан и оценен по достоинству. Когда же, будучи безвестным, он попробует заявить претензии на собственную значимость, его попросту сочтут за сумасшедшего. Так что, крылатое изречение "человек, сделавший себя", нуждается в некотором уточнении - "при помощи общества".
Как видно, для того, чтобы добиться успеха, необходимо не только познать себя - как утверждал Сократ, но и познать общество. Точнее, разобраться в психологии взаимоотношений.
Приступая к исследованию этого вопроса, важно запомнить, что в основе их лежат отнюдь не особенности характеров, не сила воли, не интеллектуальные качества, не половая принадлежность и даже не внешний вид. Единственной силой, сближающей или разделяющей людей, являются чувства, эмоции.
Что заставляет людей испытывать симпатии или антипатии друг к другу? Из каких духовных семян произрастают любовь и дружба? Почему порой двум хорошим и неглупым людям не удаётся найти общий язык? Из-за чего распадаются браки - заключённые, казалось бы, по любви?
Все отношения между людьми можно разделить на четыре основные функциональные группы: любовь, дружба, мимикрия, индифферентность. В соответствии с ними можно обозначить четыре социально-психологических типа личностей, формирующих коллектив.

Так мощен крыл разлёт!
Людей страстных, выплёскивающих из себя водопады чувств, Л.Н. Гумилёв назвал пассионариями. Именно они относятся к самому активному социально-психологическому типу. Пассионарии приковывают к себе внимание с первого взгляда - яркостью черт, горящим взглядом, умением увлечь даже малознакомых людей своими сумасбродными идеями. Они молниеносно врываются в любое общество и совершенно необъяснимым образом подчиняют его себе. Создаётся впечатление, что поражения им неведомы.
На этом этапе пассионарии буквально переполнены энергией. Они - блестящие начальники, организаторы, великолепные исполнители! Им под силу абсолютно любое дело. Даже если предстоящее занятие окажется не по душе, они умудрятся отыскать хоть какую-то зацепку для применения своей страсти. Они готовы ринуться в непознанное с головой, уверив себя, что "открытие Америки" - это новый род игры, правила которой еще неизвестны. Но едва тайное станет явным, едва у них появится какой-то навык, как пыл заметно поубавится. Они не будут изощряться в выражениях, пытаясь объяснить желание уволиться. Просто в один прекрасный день не явятся на работу, и будут таковы.
Людей такого типа называют женщинами-вамп и сердцеедами. А И.В. Гёте узрел в их натурах явные признаки демонизма.
Поэты уподобляют пассионариев кошкам - в силу их внешней грации, вольного нрава и хищнических инстинктов. В силу того, что вдоволь наигравшись с очередной "жертвой", пассионарии с лёгкостью отказываются от неё - ничуть не заботясь о её чувствах. Несложно догадаться, что брак с пассионарием - вещь крайне не благонадежная, ибо среди них категорически не встречается однолюбов. А по количеству бракоразводных процессов представители этого типа бьют все рекорды.
Впрочем, не стоит думать, что изменяют они своим возлюбленным, теша свой эгоизм или демонстрируя жестокость - вовсе нет! Благодаря определённым душевным свойствам, они попросту не способны ни к кому надолго привязаться.
Так мощен наших крыл разлёт,
Что сблизиться нам не даёт.
Они движимы азартом и страстью обладания. Чем больше людей будет ими соблазнено, тем комфортнее они будут себя чувствовать.
Все перечисленные свойства дополняют взбалмошность, импульсивность, непредсказуемость. Настроение и поведение пассионариев изменяется ежесекундно - безо всякой видимой на то причины. Будучи натурами впечатлительными и жадными до приятных ощущений, любой косой взгляд в свою сторону, любую негативную реакцию из вне, они воспринимают как личное оскорбление. Почву из-под ног у пассионариев может выбить всё что угодно. Например, поздоровавшись с кем-то и не услышав ответного приветствия, пассионарий может долго и мучительно размышлять о резонах столь пренебрежительного отношения к себе. Но так и не отыскав причины, пустится во все тяжкие, стремясь восстановить "утраченное реноме". Он будет заискивать и даже унижаться перед теми, кого до сих пор почитал людьми "второго сорта". Кстати, этот крах блестяще описан в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина" - когда главная героиня, пресытившись земными благами, начинает беспочвенно подозревать Вронского в неверности и равнодушии. Благодаря этому она совершает целый ряд нелепых поступков, приводящих, в конечном итоге, к самоубийству.
Не в силах вынести презрения окружающей буржуазной среды, принимает яд Эмма Бовари - героиня Гюстава Флобера. Не сумев приспособиться к обыденности, пускает себе пулю в лоб герой чеховской "Чайки" - Константин Треплев. Протагонист "Бесов" Достоевского, Николай Ставрогин, столкнувшись с крушением своих идеалов, накидывает на шею шёлковую петлю...
Именно среди пассионариев встречается наибольшее количество душевных заболеваний и самоубийств.
Его не веселят ни звонкий рог в лесах,
Ни всенародный мор, ни вид кровавых плах,
Ни дерзкого шута насмешливое слово, -
Ничто не радует властителя больного.
Те же, кто смог вовремя взять себя в руки и ограничить свои эмоциональные всплески, приобрели колоссальный жизненный опыт - недоступный ни для одного другого социально-психологического типа. Именно из них выходят великие литераторы, артисты, художники: Гёте и Пушкин, Толстой и Пруст, Блок и Цветаева, Кин и Мейрхольд, Пикассо и Уорхол... Этот список можно продолжать до бесконечности.

Одна душа в двух телах
В своей "Истории Рима" Тит Ливий приводит такой пример. Некто, представший перед судом, на вопрос арбитра - что бы ты сделал ради друга? - ответил: "Всё!"
- А если бы друг потребовал сжечь храм?
- Он бы этого не потребовал!
- А если бы, всё же, потребовал?
- Сжёг бы!
Друзья. Люди, относящиеся к этому психологическому типу, отличаются крайней избирательностью в общении. Они замкнуты, немногословны, зачастую производят впечатление высокомерия. Но это - лишь видимость, призванная защитить внутренний мир от вторжения в него чужеродных влияний. Друзья никогда не "мечут бисер" - чем нередко грешат пассионарии. Правда, "бисер" последних - всего лишь эффектная приманка, фальшивка, в то время, как дары друзей - настоящие сокровища.
Вообще, тип друзей во многих отношениях противоположен типу пассионариев. Первые скрывают внутреннее богатство под маской сдержанности и нелюдимости, вторые щеголяют мишурным блеском. Первые производят впечатление эгоистов - ибо строят свои взаимоотношения с окружающими по принципу "ты - мне, я - тебе", вторые щедро разбрасывают семена страсти - не заботясь о том, в какую почву они попадут. Наконец, первые отличаются редкостной стабильностью - единожды выбрав объект для проявления симпатий, они, как правило, впоследствии им не пренебрегают. Вторые, напротив, демонстрируют крайнюю ветреность и непредсказуемость. Если дружбу Аристотель определил "одной душой в двух телах", то сущность типа пассионариев можно обозначить так - множество душ в одном теле.
Из сказанного, в соответствии с законом о взаимовлечении противоположностей, вытекает, что между друзьями и пассионариями отношения должны быть самыми продуктивными. И действительно, в классической литературе имеется множество примеров, подтверждающих это: Дон Жуан и Лепорелло, Дон Кихот и Санчо Панса, Шарль Сван (из эпопеи Марселя Пруста) и барон де Шарлю... Впрочем, такой тандем с друзьями не делает пассионариев более человечными. Рано или поздно они настолько привыкают к своим "верным оруженосцам", что уже не мыслят иной жизни. Львиная доля проблем в данном альянсе возлагается именно на плечи друзей. Неудивительно, что единственный брак, способный удержать пассионариев, это брак с друзьями. Последние, правда, не застрахованы от супружеских измен, но при этом они могут быть твёрдо уверены в возвращении блудного партнёра.
Что же касается служебной деятельности, друзья одинаково хороши как на руководящих постах, так и работая под чьим-то началом. По крайней мере, независимо от того, нравится им данная работа или нет, они обязательно доведут её до конца. На них смело можно положиться.
Вам чрезвычайно повезёт, если ваш покровитель окажется другом.
Но, к сожалению, когорта друзей крайне малочисленна, недаром тот же Аристотель под конец своей жизни воскликнул: "Друзья мои, нет больше на свете друзей!" А другой древний грек, поэт Менандр, высказался по этому поводу ещё рельефней: "Поистине счастлив тот, кто тень настоящего друга встретил".


Портрет хамелеона.
Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять...
Вот блестящее описание ещё одного социально-психологического типа - типа хамелеона - самого коварного и самого беспринципного. Любой ценой стремясь достичь успеха, хамелеоны избирают жизненным кредо девиз основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы - "для достижения благой цели все средства хороши". "Благое", в случае хамелеонов, следует рассматривать как высшее проявление махрового эгоизма и эгоцентризма.
Хамелеоны, будучи бессовестными карьеристами, чрезвычайно опасны для тех, в ком испытывают нужду. Их влияние на потенциальных покровителей огромно. Хамелеоны - прирождённые психологи, беспрепятственно проникающие в самые тёмные закоулки человеческой души и свивающие там свои гнёзда.
Хамелеонов очень трудно распознать. Они удачно маскируются под любой другой тип - будь то пассионарии или друзья. Но в отличие от них, хамелеоны умеют контролировать свои чувства. И именно это обстоятельство делает их неуязвимыми для критических стрел начальства, коллег, партнёров. Набор их масок поистине неисчислим!..
А если мальчик не владеет даром
По-женски слёзы лить, как на заказ,
Ему сослужит луковица службу:
В платок припрятать, поднести к глазам -
И слёзы будут капать против воли.
Самый яркий образ хамелеона в литературе - Глумов, из пьесы А.Н. Островского "На всякого мудреца довольно простоты". Другой завуалированный хамелеон, маскирующийся под пассионария - Жюльен Сорель, из стендалевского романа "Красное и чёрное". Его "страсти" имеют под собой практическую выгоду, а каждая новая искра "разгорающегося пламени" служит лишь очередной ступенью к его карьере. В то время как истинный пассионарий никогда не пользуется плодами своих побед. Он - пустоцвет, который едва закончив один период цветения, тут же вступает в новый - минуя стадию плода. Хамелеон же доводит начатое до конца - каких бы жертв это не требовало.
Руководителю, под чьим началом трудится хамелеон, нужно быть постоянно настороже, памятуя о вышеназванных качествах. Хамелеон может таиться годами, выжидая подходящего момента. Но стоит дать ему хоть малейшую слабину, и он отчаянно примется преодолевать любые препятствия, крушить любые авторитеты - нисколько не заботясь об аморальности своего поведения. Что им этика по сравнению с теми вершинами, которые они собрались покорить!
В каждом хамелеоне присутствует авантюрная жилка. Но авантюризм этот очень осмотрителен. Хамелеоны предпочитают добывать себе блага чужими руками, а оказавшись на пике признания, даже не вспоминают о тех, кто лёг костьми для его достижения:
Поверите ли, для стяжанья славы
Я, кажется, взобрался б на Луну
И, не колеблясь, бросился б в пучину...
Но только б быть единственным и первым.
Я в жизни равенства не признаю!
...Было бы, конечно, великой несправедливостью рисовать портрет хамелеона исключительно тёмными красками. Возьмём, к примеру, благороднейшего Пьера Безухова. Несмотря на симпатии к нему автора (а следовательно, и читателей), все поступки его указывают на принадлежность к социально-психологическому типу хамелеона. Тут и брак с Элен Курагиной, и дружба с князем Андреем, и, казалось бы - нежнейшие, бескорыстные чувства к Наташе Ростовой. Но всё это - лишь мимикрия, своего рода приспособленчество. Только цели у Безухова - с детства обладавшего и знатностью, и богатством - особые. Он пытается добиться определённого реноме, положения в обществе. Для большинства хамелеонов эти ценности, вкупе с властью, составляют основу житейской философии и практической деятельности. Этим, кстати, можно объяснить и тот факт, что хамелеоны - по сути своей, превосходные артисты, редко реализуют этот дар на театральных подмостках или в кино. Профессиональное позёрство кажется им слишком низким, слишком банальным и даже пошлым.
Стоит упомянуть и ещё один парадокс, характерный для хамелеонов. Они, как правило, верные супруги и заботливые родители - ибо бытовой комфорт считают основной ценностью в жизни. Но для того, чтобы вступить в брак, одной только любви им оказывается мало - им потребен расчёт - явный или скрытый. Если хамелеон заподозрит, что партнёр неспособен удовлетворить его корыстные амбиции, он скорее откажется от брачных уз.


Современные Робинзоны.
Что на меня вы пялите глаза?
Я статуя диковинная, что ли,
Комета иль невиданное чудо? -
Воскликнул шекспировский герой, Петруччо, продемонстрировав тем самым свою полную независимость от общества. Именно такое поведение характеризует ещё один психологический тип - чудаков.
Не покривив душой, можно заявить, что племя чудаков скорее асоциально - так как оно полностью игнорирует практически все сформировавшиеся устои. И поступает так не из-за какой-то завышенной оценки собственной индивидуальности. Дело в том, что собственный, внутренний мир каждого отдельно взятого чудака занимает его куда больше, чем все остальные внешние проявления жизни. Но при этом чудаки отнюдь не высокомерны - они рады поделиться своими "сокровищами" с любым случайным собеседником. Но - лишь в том случае, если последний выкажет неподдельную заинтересованность.
Чудаки настолько одержимы личными фантазиями, что просто не замечают ни очарования пассионариев, ни преданности друзей, ни крючкотворства хамелеонов. Единственное, что может их сблизить с другими людьми - это общность интересов.
Если их профессиональная деятельность не затрагивает внутреннего "я", они выполняют свою работу как вынужденную повинность. Хоть и не проявляют прыти, но остаются аккуратными и пунктуальными. Они действуют как автоматы, с нетерпением ожидая часа, когда вновь можно будет с головой окунуться в свой единоличный искусственный рай. В том же случае, когда профессия лежит в кругу их интересов, они - пример идеальных работников, настоящие фанатики своего дела. (Вероятнее всего встретить чудаков среди программистов, педагогов, врачей, фотографов).
Несмотря на то, что чудаков с полным правом можно назвать истинными виртуозами в определённой, выбранной ими, сфере. Но во всём остальном они, подобно Шерлоку Холмсу, подчас оказываются полными невеждами... Они напоминают дикарей, Робинзонов - ютящихся на необитаемых островах своих фантазий.
Пренебрежение внешним миром составляет для чудаков предмет гордости и счастья. Все контакты с обществом у них носят крайне формальный характер - по долгу службы. Но даже этот "долг" не способен заставить их отказаться от добровольного затворничества и, скажем, уделить более пристальное внимание своему внешнему виду. Чем, кстати, стоило бы заняться, Ведь если чудаки и не неряшливы, то платья их либо безвкусны, либо старомодны. Но это не является причиной, мешающей им связать себя брачным союзом. Чаще всего об адюльтерах и тому подобных вещах они и не помышляют - на это у них попросту нет времени. Однако, будучи формалистами, чудаки худо-бедно, но решаются на брак. Делают они это, скорее, бездумно - потому что "так надо", нежели осознанно. Но по-настоящему счастливы бывают лишь в том случае, когда находят в своём супруге единомышленника.
Меценат, решившийся поддержать "современного Робинзона" - будь то спонсор, финансирующий чудака - художника, или глава фирмы, отважившийся принять на работу чудака - изобретателя - никогда не останется в накладе. Ведь чудаки - подлинные фавориты жизненных скачек, в то время, как остальные социально-психологические типы - всего лишь аутсайдеры.
...Единственная загвоздка, придётся немало попотеть, прежде, чем чудак согласится принять помощь, поддержку или протекцию. Ревностно относящийся к своему детищу, к любому предложению он отнесётся настороженно. С амплуа дойной коровы он никак не сможет смириться.
Пожалуй, чудаки - единственный социально-психологический тип, оправдывающий утверждение "талант пробьёт себе дорогу".
Зачастую чудаки на много опережают своё время, оставаясь непонятыми современниками. Но, как учит история, именно они являются локомотивами научно-технических, культурных и социально-политических открытий и преобразований. Именно из них выходят Кулибины, Черепановы, Фарадеи, Эйнштейны, Витгенштейны, Гейтсы... Именно к ним обращены слова Бодлера:
Блажен мечтающий: как жаворонков стая,
Вспорхнув, его мечты взлетают к небу вмиг,
Весь мир ему открыт, и внятен тот язык,
Которым говорят цветок и вещь немая.
_______________________________________
© Елена НИКИТИНА
Опубликовано в журнале "PRO-спект"