© Елена НИКИТИНА

НЕ ЛЕЗЬ В БУТЫЛКУ

Опубликовано в журнале "Ночной портье"
Среди многочисленных изобретений человечества, бутылка - одно из самых удивительных. Вот как воспевает бутылку английский поэт Сэмюэль Колдридж:

В тебе, о сосуд вожделенный
Спит сила превыше людской
Ты формой своей совершенной
Смутила мой бедный покой!
Стремится к тебе мое сердце
Чуждаясь подлунных утех
Чу! Полночь! Распахнуты дверцы
И душу пронзил сладкий грех!

Мадрид. Поблизости от знаменитого Прадо - единственный в мире музей бутылок. 
Около 50 тысяч экспонатов. Среди них - уникальный экземпляр - кривобокая бутылка, найденная в одном из захоронений Фаюмского оазиса в Египте. Одна из первых бутылок в мире! По легенде, ее изготовил мастер Снеттих, придворный скульптор фараона Амнохмета. Правда, дул из стекла он ...статую любимой кошки фараона. Но вместо грациозного зверька получился совершенно неэстетичный кривобокий флакон, с дыркой вместо головы! Мастер не снес позора и умер. В могилу рядышком с ним положили и его "неудачное" творение...
Спустя несколько сот лет гробницу разграбили войска персов под командованием царя Камбиса. Они-то и вырыли сие чудное творение человеческих легких. И не нашли сосуду тому лучшего применения, как налить в него... пива.

Так началось триумфальное шествие стеклянной бутылки по белу свету, увенчавшееся в 1930 году изготовлением самой дорогой, на сегодняшний день, бутылки. Этот шедевр стеклодувства представляет собой хрустальную тару, наполненную золотым ликером, в котором плавает фарфоровая балерина. Снизу бутылка снабжена специальным механизмом, завод которого обеспечивает 8 танцевальных па для фарфоровой танцовщицы, сопровождающихся рождественской музыкой.

Изучая историю бутылок, с удивлением сталкиваешься с обилием великих имен, приложивших головы и руки к усовершенствованию этого незаменимого предмета обихода. В начале XVI века, параллельно с написанием Моны Лизы, Леонардо да Винчи изобретает бутылку-неваляшку, не опрокидывающуюся и не расплескивающую содержимое при перевозках.
Спустя несколько десятилетий Галилео Галилей, параллельно с изобретением телескопа, создает бутылку с узким горлышком - для как можно более долгого сохранения аромата вина. 
Еще через какое-то время другой великий астроном, Иоганн Кеплер, для императора Рудольфа II предлагает абсолютно прозрачную бутылку - для того, чтоб был виден цвет вина. 
Впрочем, к этому творению вскоре добавляется нововведение голландца Антона Левенгука - добавлять в бутылочное стекло соли меди и кобальта - для того, чтоб цвет вина сохранялся как можно дольше. Так появляется всем хорошо знакомый "цвет" бутылочного стекла. Наконец, на исходе XVII века знаменитый итальянский скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини создает металлическую форму для отливки бутылок - прообраз современных прессов. Бутылка из штучного товара становится предметом массового производства.

Впрочем, и по сей день не перевелись охотники "изобретать" бутылку. Так, в швейцарской деревушке Ваденсвиль близ Цюриха продаются самые крохотные и дорогие в мире бутылочки, по традиции изготовленные кустарным способом. Они вмещают 40 мл пива и стоят по 9 франков за штуку.
А самая большая, на сегодняшний день, бутылка, размером 6 футов 11 дюймов в высоту и 5 футов 4.5 дюйма в окружности была наполнена 92-мя галлонами пшеничного пива Laidley Gold 2-го сентября 1989 года (Лейдлей, Квинслэнд, Австралия).

Сегодня цвет, форма и размеры бутылок жестко стандартизованы и полностью подчинены содержимому. Так, вина традиционно разливаются в бутылки цилиндрической формы, с узким высоким горлышком, темно-зеленого цвета. Все эти данные призваны обеспечить максимальную сохранность напиткам, разлитым в них. 

Бутылки для водки, равно как виски и коньяка делают из прозрачного стекла - чтоб покупатель мог оценить цвет продукта. Исключение составляют только отдельные марки бренди и виски, разливаемые в бутылки коричневого или темно-зеленого цвета - что связано с давней традицией выпуска этих напитков. Исключение составляют бутыцлки, в которые разливают ликеры. Помимо традиционных, веками опробированных форм, например, для знаменитого Бенедиктина, ликерные бутылки поражают разнообразием цветов и конфигураций. И зависят они исключительно от фантахзии производителей ликеров - напитков столь же причудливых и вычурных, как и тара, в которую их разливают. 
Некоторые бутылки, особенно большого размера, имеют собственные названия (имена) в зависимости от кратности их объема (стандартная вмещает 1/6 галлона, что составляет в разных странах от 0.63 до 0.76 л). Магнум вмещает 1/3 галлона, то есть две стандартные бутылки, далее следуют Тригнум (3 бутылки). Некоторые бутылки имеют библейские имена: Иеровам (4), Рехавам (6), Мафусаил (8), Салманассар (12), Валтасар (16) и Навуходоносор (20 стандартных бутылок).

Однако, помимо эстетической и прагматической функции, бутылка может служить универсальным мерилом для психологического портрета буквально любого человека! Еще в конце XIX века русский философ Владимир Соловьев утверждал, что пристрастие человека к бутылкам определенных форм и цветов выражает его скрытые душевные качества. Спустя столетие гештальт-психологи на основе этих прозрений разработали целый тест.
Так, бутылки вытянутой формы, напоминающие башни готических соборов - предмет любви натур романтических, склонных к утонченным развлечениям и нежным отношениям с партнером. 
Человек, предпочитающий бочкообразную форму бутылок, как правило, тип "рубахи-парня", компанейского человека, весельчака и балагура. 
Поклонники классической цилиндрической формы - люди спокойные в быту, консервативные во вкусах, придерживающиеся традиционных семейных ценностей. Наконец, экзотические, фигурные, изогнутые бутылки интересуют людей с сумбурной, непредсказуемой психикой.
Немало может рассказать о характере и любимый цвет бутылки. Зеленый - постоянство, стабильность, несколько идеализированные отношения. Голубой, синий - привязанность, мечтательность, романтичность. Красный - энергия, страсть, сексуальность. Желтый, оранжевый - легкость, отсутствие комплексов, радость, свобода. Черный - мистицизм, скрытность, интравертность. Белый - вера в успех, восторженность. 
Любовь к прозрачной бутылке означает искреннего человека, которого несложно разгадать. К матовой - тайные отношения, загадочность, интимность. 
Бутылка с проникающей в горлышко пробкой символизирует интимные отношения, секс, полноту чувств. Винтовая пробка - властность, мужественность, канонические отношения. А вот гофрированная по краям пивная пробка означает апатию, усталость, "тупиковость" отношений, желание залезть под корягу или - нырнуть по-страусиному головой в песок. 

Наконец, о том, что наполняет "бутылку вашей мечты". Если в ней плещется водочка, значит в чувствах вы бескомпромиссны, готовы идти напролом для достижения желанной цели, по-наполеоновски ввязаться в борьбу, не особо раздумывая о последствиях. Бутылка, наполненная крепленым вином, означает мягкость чувств, готовность к компромиссам, доверительные, дружеские отношения. Столовое, сухое вино выдает в вас натуру романтичную, пылкую, страстную, склонную к некоторой экзотике в проявлении любви. Бренди и коньяк предполагают "африканскую" страсть, повышенную готовность к интиму. Виски - вычурность и утонченность, интерес к замысловатым играм. Наконец, бутылка, наполненная темным ромом, свидетельствует о яростном, неистовом, этаком хэмингуэевском характере ваших чувств.
Помните об этом, откупоривая бутылку.
_________________________________
© Елена НИКИТИНА
Опубликовано в журнале "Ночной портье"