© Елена НИКИТИНА

РАЗ В КРЕЩЕНСКИЙ ВЕЧЕРОК...

Опубликовано в журнале "Ночной портье"
Канун Рождества 1747 года. Императрица Елизавета Петровна и её морганатический супруг - граф Алексей Григорьевич Разумовский торжественным богослужением отмечают тройной праздник. Во-первых, передачу Аничкова дворца в дар Разумовскому. Во-вторых, начало святочной недели. Третье же событие - тайна, скрытая в их любящих сердцах. Ровно 10 лет назад в жизни Елизаветы, тогда еще - великой княжны, случилось мистическое происшествие, во многом предопределивший её дальнейшую судьбу. 

Святочная неделя. Елизавета, страстно увлеченная мантическими трактатами, подбивает графиню Воронцову погадать на суженого по методу великого английского алхимика Джона Ди. Барышни затворяются в светелке и погружаются в омут чародейства. Кладут на пол помутневшее от времени венецианское зеркало и, скинув платья, с визгом плюхаются на него животами. 
Оторвавшись, видят, как в контурах их отпечатков из зеркальной патины явственно проступают незнакомые мужские черты. Елизавета сбита с толку. Она рассчитывала узреть лики господ, зарившихся на российский трон: французского короля Людовика, курфюрста Потсдамского Фридриха, или же - собственного племянника Петра, принца Шлезвиг-Гольштейнского. Она разумно заключает: "Гадание сие - дело пустое, все равно что пена в бокале". Но уже на следующий день, в Крещение, возле амвона сталкивается с человеком, чей образ явился ей накануне - с церковным певчим Алексеем Разумовским. Тот вскоре назначается регентом ее личной капеллы. А после ее воцарения на престол, в 1740 году, Разумовскому жалуется графское достоинство и чин канцлера. Елизавета, наконец, сочетается с ним тайным браком. 

Выбор императрицы - весьма щедрая дань святочным суевериям, введенным и узаконенным Петром Первым. 
Будущая императрица Анна Иоанновна, в святочных окрутах находит редкое удовольствие. Ее любимое магическое блюдо - гадание по яйцу. В чан с родниковой водой она разбивает куриное яйцо. Накрывает "колдовскую купель" алым полотенцем. Утром, расшифровывая хитросплетения яичной паутинки, образовавшейся на воде, видит все те же "буки", "аз" и "рцы". Год за годом по букве вычитывает Анна свою судьбу. "Барон? Барин?" - Пытается понять волшебный шифр, но тщетно. Загадка разрешается позже, после знакомства с мелкопоместным курляндским дворянином Бироном. Суеверная императрица прозревает в этой встрече волю Провидения и осыпает Бирона невероятными милостями. Вверяя его бесцеремонным лапам не только своё сердце, но и управление Российской Империей. 

Бабушкин пример заразителен. Практику святочных гаданий берут на вооружение венценосные внуки. 
Александр I, прозванный современниками царственным мистиком, не упускает случая "вкусить плодов мистических глубин". Одно из таких "лакомств" описывает ближайший друг императора, князь Александр Голицын. 
В Рождественский сочельник 1806 года они с царем, переодевшись крестьянами - прицепив к холеным физиономиям окладистые бороды и надев армяки, отправились к известной гадалке - m-me Lambert. Та, по всей видимости разгадала маскарад и пригласила Александра уединиться. Целый вечер беседовал он с прорицательницей, когда же вышел из ее кабинета, выглядел зело задумчивым. В ответ на вопросительный взгляд "соучастника" процедил: "Сам теперь свою судьбу предугадывать буду. Благо, посвящен в тайну". 
Лишь спустя 20-летие князь Голицын удостаивается посвящения в магические секреты мадам Ламбер. "В поздний час, - читаем мы в его воспоминаниях, - проходя мимо покоев Его Величества, я был немало удивлен тому, что дверь в кабинет не была плотно закрыта (Государь терпеть не мог сквозняков). Осмелившись заглянуть внутрь, я увидел Его Величество коленопреклоненным, приникшим ухом к противуположной двери, за которой находилась Его личная часовня. В этот момент Государь повернулся ко мне. Я ожидал увидеть Его в гневе, однако ж Он улыбнулся и произнес со своей обычною мягкостью: "Надобно слушать в святочную ночь шорохи, что доносятся из храма - имеющий уши да познает свою судьбу". Тогда же Государь признался, что сей способ открыла ему m-me Lambert." 

Позднее тайный способ святочных гаданий Александра I перекочевал в народ. Правда, претерпев, в процессе популяризации, значительные изменения. Церковь заменила баня. Следовало приложить ухо к ее порогу и вслушаться в откровения святочных духов. 
Этот способ гадания гадание пришелся по вкусу молодым девицам. В святочные ночи они собирались в сенях, когда в бане парились мужики, обнажали интимные части и приоткрывали дверь в парную - чтобы их коснулась чья-то рука. Мохнатая рука - к богатому жениху, гладкая и безволосая - к бедному. Прикосновение шершавой руки обозначало, что жених будет дурачком и пьяницей. 

В популяризации святочных гаданий немалую роль сыграл милейший поэт Василий Андреевич Жуковский: 
Раз в крещенский вечерок 
Девушки гадали... 
Мало кто знает, что строки эти появились на свет благодаря странному видению, пригрезившемуся супруге императора Александра I. "Кляйне Лизхен", как величали ее приближенные, была не прочь заглянуть в будущее. Любимым гаданием ее был "коридор времени" - способ, поражающий изысканной красотой. Берутся два зеркала равной величины и друг против друга. Одно прислоняется к стене и освещается двумя свечами. Другое держится в руках, да так, чтобы взаимоотраженные блики образовали длинный огненный коридор. Из него-то и должно явиться грядущее. 
В начале января 1807 года, когда Александр позорно проиграл битву при Аустерлице, Кляйне Лизхен, тревожась о судьбе мужа, обратилась к зеркалам. И увидела следующее. Шатер, разбитый на берегу реки. Посреди воды - лодка с каким-то коротышкой, скрестившим на груди руки. Из шатра выходит человек. Он оборачивается. В нем Лизхен узнает своего мужа! 
Так, благодаря "зеркальному коридору", императрица на полгода раньше своего августейшего супруга узнала о предстоящем Тильзитском мире. 
Потрясенный этой историей Жуковский приступил к созданию баллады, где красочно описал данный способ гадания. 
Эффект, произведённый "Светланой", был сногсшибательным! Всё женское население России - от великих княжон до провинциальных барышень - заучивали ее наизусть в качестве учебного пособия. 

Поднаторев в мантических искусствах, Жуковский посвящает в них своего воспитанника великого князя Александра Николаевича - будущего Александра II. 
Как-то, в безлунную царскосельскую ночь Жуковский и цесаревич отправляются на дворцовую бойню. Заведя мальчика в помещение, где с крюков свисают свежеванные свиные туши, хитрый поэт незаметно удаляется Час спустя, вынырнув из мглы, ехидно спрашивает, указав на свиную тушу: "Что она тебе нахрюкала на грядущий год?" Наследник не смущается : "Что папа велит тебя высечь розгами и отправит в Сибирь". Жуковский глотает горькую пилюлю, но не успокаивается и придумывает новое развлечение. Просит Александра загадать желание, а сам добывает петуха с курицей, связывает их хвостами вместе, сажает под решето и говорит : "Коли петух перетянет курицу - желание твоё сбудется. Коли курица - то не сбудется". Петух побеждает, однако желание Александра Николаевича - чтоб докучливый Жуковский в будущем году свалился в Неву - так и не осуществляется. 

В том же Царском Селе, в том же Александровском парке более полувека спустя устраивает святочные гадания и последний российский самодержец Николай II. В церемонии участвуют все члены императорского семейства. Гадают на лучинах. В укромном уголке парка, поблизости от родника, раскладывается огромный костер. Николай и домочадцы, в нарядах допетровских бояр подъезжают в санях. Ровно в полночь, когда костер разгорается во всю мощь, все вытаскивают из него по головне и смачивают их родниковой водой. После этого - снова кидают в огонь. Сгоревшая головня обещает счастливый год. Нетронутая пламенем - беду. По свидетельству фрейлины императрицы Александры Федоровны, Анны Вырубовой, в святочные гадания 1916 года ни одна излучин не разгорелась... 
_________________________________
© Елена НИКИТИНА
Опубликовано в журнале "Ночной портье"