© Елена НИКИТИНА

ГРЯЗНАЯ ИСТОРИЯ

Опубликовано в журнале "Ночной портье"
...История эта начинается как один из ненаписанных романов Александра Дюма.
8 апреля 1628 года. Парижане празднуют взятие Ля Рошели. Триумфальное шествие возглавляет карета кардинала Ришелье. Проезжая по Гревской площади, кардинальские лошади вязнут в грязи. Шествие останавливается. Ришелье плюет на приличия, выпрыгивает на загаженную мостовую и по колено в нечистотах продолжает путь.
Пред королем он предстает в загаженном и зловонном камзоле. Он скрежещет зубами. Монарх рыдает от смеха. Пытаясь реабилитировать кардинала, король учреждает при парижской мэрии особый цех подметальщиков. Или, ежели угодно, консьержей.
10-летие спустя в грязь лицом падает Карл Стюарт. Весной 1639 года он отправляется из Уайтхолла в Вестминстерское аббатство, на открытие очередной сессии парламента. На берегу Темзы королевская карета, – какой фурор! – опрокидывается в грязь. Королю требуется несколько часов, чтобы оклематься от происшествия и переодеться.
Парламентарии впервые начинают заседание самостоятельно, полагая, что Карл проигнорировал их из элементарной заносчивости. Оскорбленные лорды приговаривают короля к смерти.
Итог известен и печален. Незадачливому самодержцу отрубают голову, а на лондонских улицах появляются люди с метлами.
Сутки напролет  просиживая в пыльных библиотеках, по крупицам выискивая заметки о становлении дворничества, Этьен Кастеллян виконт де Синь испытывает состояние, близкое к оргазму. Всякий раз, откапывая какой-нибудь незначительный эпизод, он пронзает пространство диким воплем: "Есть! Еще один! Еще!" И тут же принимается сосредоточенно строчить что-то в свой блокнот, бубня под нос сущую неразбериху. Посетители читален глядят на него с опаской, никто не решается приструнить крикуна. Симпатией к странному дэнди проникаются лишь двое – Оскар Уайлд и Жорис-Шарль Гюисманс. Оба помогают виконту в поиске материалов, и оба восхищаются его пристрастием. Уайлд почитает библиофила эстетом, перещеголявшим самого де Сада. Испытывать сексуальное наслаждение от уборки и чистки может только очень утонченный извращенец, восхищается он. Гюисманс, редактируя мемуары Кастелляна, заливается слезами. Этьен – несчастнейший человек, всхлипывает он, будь проклята та девка, что толкнула его в эту грязь!
Под "грязью" прозаик понимает грязь в ее энциклопедическом значении. Попросту говоря помои, на которых валялся Кастеллян, отбиваясь от домогательств престарелой потаскухи.
Юноше было 17. Прогуливаясь в районе Клиши, он и пикнуть не успел, как оказался в железных объятиях ведьмы. Та вынырнула откуда-то из-за угла, обвила шею аристократа и повалила его на мостовую. Силком содрала с него одежду и... дефлорировала.
Собственно, о дефлорации виконт мог только догадываться.
Когда он очнулся от глубокого обморока, у него чудовищно болели чресла, по всему телу наливались синяки, голова кружилась от омерзения, к горлу подступала тошнота. Волосы были приклеены к булыжникам вязкой жижей, мусорные бачки закрывали небо. Пахло кислятиной. Я оказался в аду, сделал вывод виконт, и был крайне удивлен, когда из этого "ада" ему удалось выбраться, да еще так просто – пересилить страх, встать и уйти.
Надо ли добавлять, что после этого инцидента он утратил всякую симпатию к женщинам. Чем отчаянней он их игнорировал, тем более смелые фантазии рисовали они себе в воображении. Виконт казался им человеком необычным, чья судьба покрыта ореолом тайны. Только так могли трактовать красавицы стремление молодого аристократа к уединению.
Повзрослев, Кастеллян развлекался тем, что приводил к себе самых грязных проституток с Клиши и пляс Пигаль, раздевал и тщательно мыл их. Он содрогался от фрикций, а под занавес финала разражался длительным, продолжительным оргазмом, вплоть до судорог.
Со временем сексуальный диапазон нашего героя расширился. Теперь он стал получать наслаждение, подметая грязные мостовые, вытирая засохшие плевки, собирая собачьи катышки. Он настолько увлекается этим хобби, что основывал клуб парижских дворников. И, вдобавок, – фонд помощи дворникам.
По его почину чеканятся золотые медали с профилем римского императора Веспасиана – того самого, кто наводнил Рим платными туалетами и заявил, что деньги не пахнут.
Раз в полгода Кастеллян организует состязания по дворницкому искусству. Лично оценивает труды подметальщиков и торжественно вручает достойнейшим ценные сувениры. Озолоченные консьержи начинают манкировать своими обязанностями.
Зачем копошиться в грязи, если и так грудь медалями увешена!
У них появляются дела поважнее, а главное, поденежней. Неверные жены пользуются их услугами для осуществления амурных интрижек. Мужья, не желая уступать, приводят в душные дворницкие продажных женщин.
Молодой консьерж по имени Жак-Гастон, чья вонючая конура служила прибежищем для многих распутных аристократов, оправдываясь перед Кастелляном за свое поведение, держался развязно и высокомерно. Вы хотите, чтоб я следил за нравственностью?! Но я же дворник! Я не могу не считаться с традициями! Парижские дворники всегда были хранителями тайн и скелетов в шкафах. Дворники, завербованные Мирабо, трясли перед всем Парижем грязным бельем своих хозяев. В годы якобинского террора парижские дворники смывали кровь своих обезглавленных хозяев под гильотиной на Гревской площади. Дворники утопили в негашеной извести Людовика XIII и Марию-Антуанетту. Так что же вы от меня хотите!
Виконт слушал, его глаза наливались слезами.
В 1901 году, в возрасте 37 лет, под влиянием друзей-литераторов, Этьен Каслеллян приступает к двум главным трудам своей жизни – книге мемуаров и "Всеобщей истории дворничества".
В течение 16 лет виконт собирает материалы, однако, труд остается незаконченным. Летом 1917 года, заразившись во время очередной уборки мостовых столбняком, он умирает...
На похоронах, на кладбище Пер-Лашез, рядом с лощеными аристократами присутствуют многочисленные представители дворницкого сословья. Среди них – 16-летний Хо Ши Мин – будущий лидер вьетнамской революции. Над могилой Кастелляна воздвигают надгробие: мраморное ведро рядом с мраморной метлой. В некрологе, помещенном в "Фигаро" родственник покойного, граф Робер де Монтескию-Фезансак с присущей ему иронией называет Этьена "чистой лебединой душой ("синь" по-французски означает именно эту птицу – прим.), ошалевшей от грязи и захлебнувшейся в нечистотах Парижа".  
...По иронии судьбы, в начале 70-х годов XX века, соседом Этьена по погосту становиться лидер DOORS. Некогда чистый и уютный уголок респектабельного парижского кладбища превращается в форменную помойку. Фанаты Моррисона, невзирая на негодования кладбищенских сторожей, упорно бросают окурки в мраморное ведерко.
Удивительная и необычайная история борца за чистоту на этом кончается, но плоды его деятельности, преодолевают страны и континенты.
В мемуарах Каслелляна содержится эпизод, имевший невероятные и значительные последствия.
Американец Рендел Бодсуорт, во время посещения Парижа в 1889 году сталкивается с Кастелляном, мирно подметающим улицу. Поскольку виконт занимался уборкой не в дворницкой униформе, а в роскошном костюме, американец принимает его за актера, репетирующего роль. Более всего Босуорта поражают изысканная внешность, нежные руки и тонкие манеры молодого подметальщика. Будучи гомосексуалистом, Босуорт делает нашему герою недвусмысленное предложение. И тот ...соглашается! Рандеву заканчивается довольно абсурдно. Кастеллян очаровывает американца страстью к копанию в грязи. Вернувшись в Детройт, Босуорт занимается пропагандой "чистого образа жизни". Идея Кастелляна извращается на американский манер.
Благодаря своим публичным выступлениям,  Босуорт приобретает известность. Он призывает аудиторию на год отказаться от мыла и уюта. Без грязи нет очищения, комментирует он, без очищения нет святости.
Адептов учения Босуорта газетчики презрительно окрестили мусорщиками.
"Мусорщики" устраивают "грязные демонстрации" в крупных городах Америки. Они посыпают головы пеплом и щеголяют в одеждах, выпачканных в нечистотах. Организованно шествуя по проспектам, они распространяют запах гнили и разложения. Они насилуют девиц на городских свалках, посвящая их в свою религию. Они забрасывают дома зажиточных буржуа яйцами, гадят в парадных, маркируя продукты своих деяний надписью: "Приобщись к мусорщикам, и ты обретешь свободу".
 В 1907, когда Босуорт погибает в одной из уличных потасовок, секта уходит в подполье, трансформируясь в некий тайный орден. Приемник Босуорта – философ и пророк американской сексуальной революции Тимоти Лири – становится одним из иерархов "ордена мусорщиков". Так рождается движение битников и хиппи.
© Елена НИКИТИНА
Опубликовано в журнале "Ночной портье" № 6(33) 2002