© Елена НИКИТИНА

ОТЦЫ И ДЕТИ - КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ

написать автору

Опубликовано в журнале "PRO-спект"
Отцы и дети, конфликт поколений... Каждая эпоха решала его по-своему. Шекспир трактовал его в духе средневековых представлений о рыцарской доблести и родовой вражде. Тургенев видел в нем основу социальных потрясений. Фрейд вывел из него знаменитый Эдипов комплекс.
Каковы же сегодняшние представления о проблемах взаимоотношений между родителями и детьми?

В пучине неведомых переживаний
Прежде всего стоит отметить, что любой конфликт возникает только тогда, когда обе стороны уверены в своей абсолютной правоте и способны подкрепить ее достаточно убедительными аргументами. Трения между поколениями начинаются с момента вступления детей в подростковый возраст - самое трудное и ответственное время в жизни каждого человека. Именно в этот 
период осуществляется переход от сладкой безответственности детства к полной опасностей самостоятельности взрослой жизни. "Подростковый возраст" охватывает период между 12 и 16 годами - т.е. время, когда в организме происходят кардинальные биологические и физиологические изменения. А психосексуальная сфера переживает настоящую революцию. В этом возрасте окончательно оформляются телесные признаки пола. Сексуальная энергия, до сих пор дремавшая, заявляет о себе во всеуслышанье - вовлекая юную душу в пучину доселе неведомых переживаний. Не случайно фабула романа Ф.М. Достоевского "Подросток" включает в себя бессознательные любовные томления юного героя, его соперничество с собственным отцом за место в сердце гордой красавицы. Анализируя, по воле автора, свои душевные акты, Подросток (Аркадий Долгорукий) знакомит нас с другой важнейшей особенностью этого возраста - пробуждением самосознания. Это событие по праву можно считать самым главным в жизни - почти мистическое открытие своего внутреннего мира, бесконечности его перспектив и глубин. Если раньше Подросток ощущал себя лишь частью - семьи, коллектива сверстников, с легкостью отождествлял себя с отцом, мамой, братьями и сестрами, то теперь он впервые в полной мере ощутил свою уникальность, неповторимость. И именно в этом ощущении кроется корень так называемого юношеского максимализма - всех его "хочу - не хочу" - непредсказуемых с точки зрения взрослого сознания. Это - ничто иное, как яростное стремление освободиться от опеки и руководства, отвоевать право на собственное мнение. Здесь очень важно понять, что любая позиция, любое мнение формируется на основе тех представлений, которые бытуют в окружении подростка. Прежде всего - в его семье.

Восхищение и презрение.
Здесь мы сталкиваемся с тем, что психологи именуют термином подростковая амбивалентность - двойственное отношение к старшему поколению: сочетание любви и ненависти, восхищения и презрения. Отец - еще совсем недавно непогрешимый судья, образец для подражания, кумир - ныне становится для сына заклятым врагом. Почему? - Дело в том, что родители для подростка отождествляются с периодом детства, несамостоятельности - т.е. со всем тем, что необходимо преодолеть. Как указывал видный психолог Вильгельм Райх, чем большим было влияние родителей, тем сильнее подросток пытается избавиться от него. Максимального накала страсти достигают в тех семьях, где родительский авторитет был возведен в культ, где основным принципом воспитания было механическое усвоение родительского мировоззрения. Наглядный пример такой семьи дан в новелле Франца Кафки "Приговор". Там конфликт между деспотичным отцом и бунтующим сыном приводит к трагическим последствиям.

Без вины виноватые?
Но далеко не всегда инициаторами конфликта являются дети. Родители, не желая смириться с утратой того влияния, которое они раньше оказывали на своих чад, с утратой власти и авторитета, всеми силами пытаются восстановить status quo. Но ослепленные своим праведным негодованием, они больше пекутся о своем реноме, нежели пытаются понять побудительные причины конфликта.
В данном случае ситуация можем иметь три исхода.
Первый. Родителям удается-таки обуздать своих чад и подчинить их своей воле. В результате дети никогда уже не сумеют выбраться их "коротких штанишек". В дальнейшем они будут обречены проявлять инфантильность - т.е. будут неспособны принимать волевые решения, занимать руководящие посты, брать на себя ответственность.
Второй. Конфликт внешне угасает. Дети приспосабливаются к "двойной бухгалтерии", зачастую проявляя чудеса мимикрии. Но вынужденная лживость подростка постепенно превращается в норму жизни, в необходимое условие существования.
Третий исход - предельное обострение конфликта. Виной тому - чрезвычайная схожесть характеров родителей и детей. Эту ситуацию Вильгельм Райх охарактеризовал емкой формулой - "слишком похожи, чтоб сосуществовать мирно". Подобный конфликт чреват самыми непредсказуемыми и роковыми последствиями. Непримиримость сторон, доходящая до одержимости, упорство в отстаивании своих позиций - все это превращает ситуацию в один из самых распространенных трагических сюжетов мировой литературы. Именно такой конфликт лежит в основе "Короля Лира", "Скупого рыцаря", "Братьев Карамазовых"...

Реакция эмансипации
К счастью, в большинстве случаев у родителей хватает мудрости и здравого смысла не провоцировать семейные столкновения. Но и это не является гарантией "мирного сосуществования". Подросток, в неистовом желании утвердить свое "я", часто доходит до состояния, именуемого психологами реакцией эмансипации. Она проявляется, прежде всего, в негативном отношении ко всему, что связано со старшим поколением - в пренебрежении и презрении к "ценностям" отцов.
Позитивная сторона реакции эмансипации - в бравировании независимостью, экстравагантной одеждой, в заполнении своего жилища своеобразными "символами веры" - знаками собственного отличия. В поведении "эмансипирующего" подростка ярко проявляются такие качества, как высокомерность, заносчивость, переоценка собственных способностей, обособленность и нелюдимость. Рано или поздно такое поведение приводит к одиночеству, к обиде на весь мир - за его непонятливость и черствость. С этого момента процесс эмансипации начинает перерастать в стремление подростка отыскать себе подобных.

Основы опыта
Подростковое "я", вдосталь насытившись своей уникальностью, пытается найти свое отражение в окружающем мире, что и обуславливает его тягу к всевозможным "закрытым" сообществам, к созданию особой шкалы ценностей - имеющей значение только для "посвященных". Родители на этом этапе почти полностью теряют контроль над своим чадом. "Дитя" всеми силами оберегает свои крохотные сокровища от постороннего вторжения. Но делает это не злонамеренно. Просто в мире, где все "общечеловеческие" ценности - как духовные, так и материальные - сосредоточены в руках взрослых, подрастающему поколению не остается ничего иного, как создавать и беречь свои богатства. Для подросткового возраста вообще весьма характерны различные формы мифотворчества, проявляющиеся в виде кумиромании, в организации фэн-клубов, разнообразных хобби. По утверждению известного австрийского психолога Виктора Франка, увлечения и ролевые игры в подростковом возрасте имеют значение, аналогичное тому, которое выполняют "предметные " игры в жизни ребенка. Именно в увлечениях воплощается внутренний мир подростка. Именно из собственных увлечений черпает наш герой материал для переживаний, закладывает основы опыта человеческих взаимоотношений. Чрезвычайно важно понять, что хобби в жизни подростка ничуть не менее важны, чем бизнес или политика в жизни взрослого человека.

Точка пересечения
Именно увлечения могут стать областью пересечения интересов родителей и детей - основой взаимопонимания. Но отыскать общий язык можно лишь при условии, что обе стороны (родители и дети) договорятся о взаимном соблюдении прав и свобод личностей. А чтоб сократить путь к пониманию своего чада, всем мамам и папам небесполезно время от времени вспоминать, что когда-то они и сами были подростками и решали проблемы, аналогичные тем, с которыми ныне пытаются справиться их дети.
___________________________________
© Елена НИКИТИНА
Опубликовано в журнале "PRO-спект"