© Елена НИКИТИНА

МАГИЯ ОГНЯ

Опубликовано в журнале "Ночной портье"
IX век. Китайская империя. Даосские монахи, занятые поисками эликсира бессмертия, смешивают селитру, древесный уголь и серу. Но вместо эликсира получают черный порошок, вспыхивающий тысячей огней. Весть о чудном открытии тотчас достигает ушей императора Ю-Суна. Он по достоинству оценивает открытие. "Наконец-то у меня есть средство для отпугивания злых духов, - потирает он ручонки, - теперь я разгоню их всех! Встречу-ка я седьмой год своего правления по-новому".

...Накануне нового года Ю-Сун обкладывает свой дворец внушительными горками черного порошка, и со словами "пусть ночь превратится в день", дает приказ поджигать "эликсир". То был первый в истории фейерверк.
Зрелище это так захватывает китайцев, что они приноравливаются стращать демонов по делу и без.
Пекин полыхает ярким пламенем. Императору не остается ничего иного, как объявить огненные зрелища религиозной церемонией (жертвоприношением Нефритовому императору Юй Хуан-ди, почитавшемуся божеством домашнего очага и защитником от зловредных духов) и ввести государственную монополию на них.
Теперь пользоваться порохом разрешается только специально обученным монахам. Так появляются первые пиротехники.

К XII веку искусство китайских фейерверков достигло апогея. Была разработана символика огненных цветов. Голубой обозначал Дао - жизненный путь, желтый олицетворял золотую середину, зеленый - стихию земли, красный считался символом незыблемости империи. Монахи в порте лица трудились в своих пагодах, смешивая металлы, пытаясь угодить божествам местного пантеона. Именно даосские мудрецы выявили, что красный цвет небесным огням придает горящий стронций, зеленый - барий, желтый - натрий, синий - медь. Что с помощью железных наполнителей в небе рождается серебряный дождь, символизирующий силу и удаль.


Секреты изготовления фейерверков попадают в Венецию благодаря международному шпиону Марко Поло. Огненная потеха почти мгновенно становится неотъемлемой частью венецианского карнавала. Венеция превращается в столицу карманников. Пока гуляки, разинув рты, глазеют на искрящиеся огни, воришки беззастенчиво очищают их карманы.
В 1725 году дож Джовани Бертуччо пытается запретить фейерверки, аргументируя это тем, что во время одного из огненных всполохов с шеи его жены была похищена массивная золотая цепь. Однако благородный порыв соотечественники не оценивают. Дожа обвиняют в государственной измене и заточают в страшную Свинцовую Башню.
Наблюдая за всем этим, Карло Гоцци замечает: "Фейерверк длится не дольше, чем поцелуй возлюбленной, зато обходится дороже, чем содержание любовницы".

В 1750 году под россыпями огненных кружев Джакомо Казанова соблазняет монашек, за что также попадает в Свинцовую Башню. В 1753, опять-таки во время фейерверка, когда бдительность охранников притуплена, бежит из места заточения.

Самое прямое отношение к производству огненных забав имеет скандально известный Джузеппе Бальзамо - граф Калиостро. Ради свержения французской монархии, он открывает в Париже фабрику по производству фейерверков, которая на деле занимается изготовлением пороховых зарядов.
На один из праздников порох, под видом потешных петард доставляют во дворец Тюильри. Здесь веселится сам Людовик XV, вместе со своей фавориткой, графиней дю Барри, наследником престола и Марией-Антуанеттой. Именно благодаря последней печальная участь минует монарха. Граф Калиостро так очарован принцессой, что в последний момент отказывается от своих коварных планов. Фейерверк приходит без сучка и задоринки.
Кстати, к подготовке того шикарного огненного представления был причастен знаменитый химик Лавуазье. Позже его обвинят в монархизме и гильотинируют.


В 1545 году в России учреждается пост порохового воеводы, в обязанности которого, помимо прочего, входит показ забавных огней. Однако первый полноценный фейерверк вспыхивает только в 1683 году, на Рождество. Дело происходит на Воробьевых горах. Главным пушкарем-зажигальщиком выступает сам Петр Алексеевич Романов - великий охотник до празднеств.

Петр I разрабатывает и состав для фейерверков. Подобно средневековым алхимикам, он чертит зашифрованные таблицы, пестрящие химическими символами. Отбросив государственные дела, сутки напролет он корпит над ретортами и перегонными кубами, в поисках новых составов для фейерверков. 
Эскизы огненных картинок разрабатывает опять-таки, государь. Так, в честь победы под Полтавой, в небе загораются изображения шведского льва, чью пасть раздирает русский богатырь, над головой которого загорается надпись: "Сим победиши!" Свадьбу Петра и Екатерины расцвечивают фейерверки в виде целующихся голубей. А основание Петербурга украшается фейерверком, изображающим поверженную русским Перуном шведскую корону, над которой загораются аллегорические фигуры Марса, Меркурия, Нептуна и других персонажей римской и греческой мифологии.

Во времена правления Анны Иоанновны начиненные порохом заряды выстреливались из ледяных пушек. Пушки, как ни странно, выдерживали...
Ломоносов, назначенный обер-фейерверкмейстером, учинял в честь Елизаветы Петровны настоящие огненные спектакли. Так, в годовщину ее воцарения, небо над Невой окрасилось мерцающими полотнами морских баталий, охоты на вепря, цветочных полей.
Самый грандиозный фейерверк, организованный Ломоносовым состоялся в начале 1756 года. Было показано святилище: "по обе стороны храма четыре части света взирают с удивлением и почтением на оный храм и на стоящую перед ним Россию, а именно... Европа, на белом тельце сидящая, в веселом образе, изъявляющем желание ея к снисканию у России дружества. Азия... подносит восточные свои сокровища; по другую сторону Америка с открытым до половины лицом, стоящая на одном колене. Африка, показывающая на себе вид превеликого удивления".
В 1772 году, уже во время царствования Екатерины II, в Царском селе "явилась вдруг в небе страшная огнедышащая гора, с текущею в нее огненной рекою".
В 1775-м, на Ходынке в Москве, по случаю заключенного с Турцией мира было дано огненное представление. В его первом действии была представлена "Спокойная Россия", во втором - "Обеспокоенная Россия", в третьем - "Торжествующая Россия" и, наконец, в четвертом - "Утешная Россия". Затем был выстроен "великолепный и разновидный павильон", составленный из 42 тысяч ракет! 


Фейерверк, устроенный 4 июля 1776 года в поместье Джорджа Вашингтона разрабатывался самим отцом-основателем Североамериканских штатов. В символической форме сэр Вашингтон прославлял победу Америки (представленной в виде нагой женщины) над Англией (изображенной в виде хлипкого, но злобного льва).
Шатобриан в своих "Замогильных записках" отмечает, что Бонапарт - блестящий артиллерист, не довольствуясь покорением народов, в 1806 году, посягнул на божий порядок и расцветил парижское небо тысячами звезд собственного производства. "Когда, наконец, взошло солнце, оно показалось бледным подобием ночной оргии огня". 

Помимо перечисленных персон разработкой фейерверков занимались Джеймс Уатт, Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин, Иван Кулибин и Александр Бородин. Последний, сочетая в себе образование химика и талант композитора, явился первым разработчиком светомузыки. Каждой ноте он присвоил определенный цвет. "Над Петербургом" прозвучала Богатырская симфония. Бородин одновременно и дирижировал, и исполнял обязанности пиротехника.

Вскоре "огненная музыка" стала любимым развлечением императорского двора. Самым впечатляющим произведением такого рода можно признать увертюру Чайковского "1812 год", премьера которой сопровождалась залпом из ста сорока орудий. 
Последний фейерверк в дореволюционной России был произведен в честь взятия русскими войсками Перемышля.


 1960 году в Канне. А после того, как в 1987 году состоялась постановка "Симфония огня", организованная табачной компанией "Бенсон и Хеджес" в Торонто, пиротехнические фестивали стали проводиться ежегодно. Ныне пиротехническими парадами командуют не обер-фейерверкмейстеры, а дизайнеры, занимающиеся и разработкой огненной картинки, и подбором соответствующей музыки, и поисками средств на проведение зрелища. В мире сейчас насчитывается всего около сотни мастеров экстракласса.
_________________________________
© Елена НИКИТИНА
Опубликовано в журнале "Ночной портье"