© Елена НИКИТИНА

ЛЮБИТЬ ПО-ФРАНЦУЗСКИ

написать автору

Опубликовано в журнале "Ночной портье"
Любовь для французов - то же самое, что гусиная печенка для паштета, без нее его бы просто не существовало! Ради любви любой француз готов в любое время расстаться с жизнью!
Себастьен-Рок-Николя Шамфор

Сам эпитет "французский" все освещает эротическим сиянием: и поцелуй, и, просим прощения, тройку, и диету, и ...болезнь. Так сложилось исторически. 

Победа плоти
Знаковый персонаж французского эротического фольклора, прародитель тамошних амурных обычаев - живший в VII веке король Дагобер, с юных ногтей решил снискать славу на поприще любви. Решение это он принял в возрасте 12 лет, после одного весьма экстравагантного события. Дело было на охоте. Как бы королевич ни старался, ему не удалось отыскать в лесу ни одного кабана. Но вместо этого он выудил из малинника крестьянскую девушку, собиравшую ягоды. Трижды оседлав недотрогу, оставил ее одну-одинешеньку сокрушаться об утраченной девственности.

Придворные летописцы не преминули воспеть этот поступок, окрестив место разврата, учиненного Дагобером, словом "клипакус", что переводится как "победа плоти". В современном варианте слово это звучит "Клиши".
Ныне на месте легендарного леса - центр Парижа. А район Клиши и по сей день является очагом любви, местом паломничества и благоговения эротоманов всего мира.

...Получив от отца титул короля Австразии, Дагобер отправляется в свои владения налегке, по пути прихватывая с собой всех понравившихся девиц. В результате, является в столичный город Трир с гаремом в 30 наложниц. Во избежание сцен ревности, расселяет пассий по разным замкам, величая сии сооружения оборонительными форпостами державы.
"Любовь - вот то, на что не жаль ни сил, ни времени", - бахвалится король, путешествуя из одного "форпоста" в другой. Он полон азарта, и еще не ведает о том, что очень скоро его любовные соки иссякнут, и он окончит свой жизненный путь, не дотянув и до 40! "Сгорел на любовном ложе", - будут цокать языками приближенные. Наложницы без зазрения совести примутся делить королевство. А сам Дагобер, перед тем, как испустить дух, с улыбкой облегчения произнесет маловразумительное: "Нет такой любовницы, которую не хотелось бы покинуть".

Что это за субстанция такая - женщина?
Карл Великий, чье имя во французской транскрипции звучит как Шарлемань, перещеголял своего прадеда Дагобера по всем пунктам. После того, как в 9-летнем возрасте он без сожаления распрощался с невинностью, поиск сексуальных наслаждений превратился у него в маниакальную идею. Историк Ги Бретон уверен, что знаменитый поход на испанских мавров, воспетый в "Песни о Роланде", Шарлемань предпринял с одной лишь целью: желая узнать, что это за субстанция такая - мавританская женщина? И чем она отличается от обычной француженки?
Покорив всех мавританок, Шарлемань строит для них дворец в Бордо. Там же устраивает свою ставку - чтобы не ходить далеко за удовольствиями. Вскоре, однако, осознает, что женщин много, а он один, и справиться с оравой истосковавшихся по мужским ласкам дам ему не под силу. Из щекотливого положения король выходит с достоинством: за небольшую плату он открывает девичник для своих приближенных. Так появляется первый в истории человечества бордель.

Жил-был Анри Четвертый...
Жил-был Анри Четвертый
Он славный был король
Вино любил до черта
Но трезв бывал порой.
Еще любил он женщин
И знал у них успех
Победами увенчан
Он жил счастливей всех.

Лев Толстой, "Война и мир". Сцена, где пленные французы обучают русских песенке: "Да здравствует Генрих IV, имевший тройной талант: пить, драться и любить". Так слава о сем славном монархе докатилась до земли русской.

Традиции заложенные Дагобером и Шарлеманем, достигают апогея при Генрихе IV Бурбоне. Этот государь окружил себя роем любовниц. В Париже не было ни одной улицы, где бы ни поджидала короля прелестница. И каждая - со своими причудами.
Одна потчевала венценосца так, что камзол его разъезжался по швам; другая, завязав ему глаза, затевала с ним игру в прятки; третья, едва завидев государя, прикидывалась больной и требовала немедленного лечения. Генрих, выбиваясь из сил, мчится от одной шалуньи к другой, пренебрегая собственной безопасностью. Да разве может думать он о злодеях, подстерегающих его на пустынных улочках, если его отсутствие может оскорбить дам его сердца! Собственно, галантность стоит ему жизни:

Смерть полна коварства
Его подстерегла
и нанесла удар свой
Ножом из-за угла
От этого удара
Кровь брызнула из жил
И нечестивец старый
Скончался, как и жил.

Монументальная, во всех смыслах, фигура Генриха Наваррского, замыкает собой эпоху великих любовников на троне. Следовавшие за ним монархи поголовно были, мягко выражаясь, слабаками...

Сцены пастушьей любви
В местечке Понтуаз, что под Парижем, жил некогда скромный парень по имени Рене, водивший дружбу, если верить легендам, с самим Фанфаном-Тюльпаном. Австрийская война разлучила приятелей: Фанфан подался в солдаты, а наш Рене, ввиду хлипкого здоровья и субтильного телосложения, остался в своей деревушке, устроился свинопасом.
Изо дня в день обозревая просторы Понтуаза и лицезря свинское существование, Рене умирал от скуки до тех пор, пока ни забрела в эти места овдовевшая жена молочника. Увидев нашего героя, вальяжно распластавшегося на травке, она набросилась на него со всей страстью неизрасходованной любви.
Вскоре Рене оценил все преимущества своего положения, и стал приглашать в поле девушек, желающих "светлой и чистой любви".
Рене экспериментировал, вводя в любовные сцены элементы гимнастики и ...танца.
Для Франции XVIII века, не знавшей ни индийской Камасутры, ни китайской "Нефритовой девы", опыты Рене были настоящим откровением. Хитрый пастух скоро смекнул, что одними рассказами о своих подвигах можно нажить целое состояние и отправился к парижскому издателю Гийому Кольеру. Надиктовав последнему свои откровения, уделив особое внимание любовной технике - от поцелуя и по нарастающей, Рене договорился об издании книги... 
Вскоре она вышла в свет, под скромным названием "Scenes pastorale d'amour" - "Сцены пастушьей любви". 
Наутро Рене из Понтуаза проснулся знаменитым. Он понял это, когда возле его шале выстроилась целая очередь нарядно одетых дам, излучающих ароматы и светские манеры. Графини, маркизы, баронессы страстно желали изучить любовную науку в объятиях автора. 
Благодаря усилиям Рене, пастушеская любовь стала своеобразным символом эпохи, которая и ныне именуется пасторальной. 
Пасторали пишет глава парижской Академии художеств, Франсуа Буше, пастушескую любовь воспевают Вольтер, Руссо и Парни. Сочинением Рене вдохновляются Шодерло де Лакло и маркиз де Сад. 
И, наконец, высшая награда: за свои заслуги перед Францией, Рене получает из рук самого Людовика XV титул маркиза де Понтуаз. А его книга, выдержав десяток переизданий, становится основой того феномена, который мы привыкли именовать: французская любовь.
_______________________________
© Елена НИКИТИНА
Опубликовано в журнале "Ночной портье"