© Елена НИКИТИНА

КАК ВОСПИТАТЬ ГЕНИЯ

написать автору

Опубликовано в журнале "PRO-спект"
В одном из последних интервью Владимир Набоков отметил, что решающее влияние на развитие его личности и таланта оказали, во-первых, воспитание, а во-вторых - солидный багаж знаний, полученный им в детстве. Благодаря усилиям родителей-англоманов и гувернантки-француженки он одновременно овладел тремя языками - русским, английским и французским.
Разумеется, путь таланта индивидуален, и пытаться дать рецепт, одинаково пригодный для всех, дело заранее безнадежное. Однако опыт Набокова убеждает, что гениальность и то, что принято называть даром Божьим, - отнюдь не спонтанное озарение и не исключительное свойство души. При правильном воспитании талант может стать неотъемлемым качеством каждого человека. Главное - создать наиболее благоприятные условия для его развития.

Что такое гений
В своем основополагающем труде "Речь и мышление ребенка" великий швейцарский психолог Жан Пиаже приходит к выводу, что детский ум "ткет одновременно на двух станках, расположенных один под другим".
Работа, производимая на одном из этих "станков" в нижней плоскости, в первые пять-семь лет жизни человека очень важна. Она охватывает сферы игры, желаний, капризов, фантазий - всего того, что является самостоятельной продукцией детского мозга, где недостаток знаний о мире подменяется избытком воображения.
Другой "станок" - в верхней плоскости - создает представление об окружающей действительности посредством воспитания, обучения, а также под влиянием социальной среды. Продукция этого "агрегата" - трезвый взгляд на реальность. Благодаря "пряже" в верхней плоскости люди становятся здравомыслящими, приобретают знания и опыт, составляют твердое мнение обо всем, что входит в сферу их жизненных интересов. Но при этом, увы, почти полностью лишаются воображения, нестандартного взгляда на мир - словом, того, что присуще гению.
Каким же образом, не препятствуя процессу взросления (то есть формированию верхнего слоя мышления), сохранить некую детскость - мир фантастических образов, причудливых, а зачастую и парадоксальных ассоциаций?

Основные принципы развития таланта
Становление у ребенка творческих и моральных качеств начинается буквально со стадии грудного кормления. В этот период особенно необходимы умелые действия родителей. С самого нежного возраста, с первых дней жизни в маленьком человеке нужно воспитывать чувство гармонии, приобщать его к творчеству.
Известно, что все, вызывающее у малыша приятные ощущения, будет формировать его личность.
Развитие чувства прекрасного начинается с выработки условных рефлексов. Так, во время каждого кормления рекомендуется слушать классическую музыку. Этим достигается прочная ассоциативная связь между удовлетворением физическим (чувство голода) и духовным. Кроме того, классическая музыка, в основе которой лежит математическая гармония (так называемое золотое сечение), благотворно воздействует на биотоки мозга ребенка, нормализует и стабилизирует обменные процессы в его организме. Таким образом возникает круг - искусство улучшает качество жизни, а выработанный условный рефлекс подпитывает тягу к искусству.
Обучая ребенка первым речевым навыкам, желательно общаться с ним одновременно как минимум на двух языках. Подобные занятия позволят маленькому человечку воспринимать окружающий мир не плоским, зажатым в пространство одной языковой среды, а объемным.
Это подтверждает не только пример Владимира Набокова, но и великого французского философа-гуманиста эпохи Возрождения Мишеля Монтеня, овладевшего благодаря родительской заботе сразу и родным языком, и латынью.

Правила воспитания
Пожалуй, одно из важнейших правил воспитания достаточно емко выразил А. С. Пушкин:
...Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил. Допустим, вы решили учить ребенка музыке, а он приступает к занятиям крайне неохотно. В таком случае постарайтесь превратить урок в игру, привычную для ребенка. Попробуйте убедить дочку, что ее куклы будут очень довольны, если она им исполнит какую-нибудь мелодию. А сынишке посоветуйте подбодрить своих оловянных солдатиков военным маршем.
Конечно, вы можете возразить, припомнив распространенный анекдот о том, что Никколо Паганини отец на целые сутки запирал
в чулане со скрипкой. И не давал мальчику ни пищи, ни воды до тех пор, пока тот не справится с заданием. Налицо явное насилие, увенчавшееся впоследствии грандиозным успехом. Что ж, исключения лишь подтверждают правила. Остается лишь предположить, что отец Никколо очень хорошо знал возможности и способности своего сына. И, применяя к нему столь жестокие меры, действовал не вопреки, а в содружестве с природой. Скорее всего отец будущего гения, запирая своего отпрыска один на один со скрипкой, был уверен в том, что мальчик, дабы развеять скуку, рано или поздно обратится к инструменту.
Чтобы уравновесить свои рассуждения, приведу противоположный пример из современной жизни.
"У нас на кухне стояло пианино, - вспоминает гитарист и вокалист группы "Агата Кристи" Вадим Самойлов, - но никто не принуждал меня заниматься музыкой. Инструмент был чем-то вроде мебели. В семь лет я посмотрел "Достояние республики" и мне очень понравилась мелодия из этого фильма. Я подошел к пианино и попытался подобрать ее. И это мне удалось. Я понял, что могу это сделать, и мне стало интересно попробовать свои силы еще раз. Потом - еще и еще".

Главное - взаимопонимание
Многие молодые родители ошибаются, полагая, что ребенок приходит в мир абсолютно "чистым", словно белый лист бумаги, на котором можно написать любую историю. Главная задача родителей на начальном этапе заключается не в том, чтобы привить чаду "правильные" представления об окружающем. Необходимо помочь развиться зачаткам имеющегося таланта. Поэтому одну из важнейших ролей играет взаимопонимание. Но, как видно из практики, достичь его не так-то просто. Обратимся к весьма распространенному примеру. Родители приходят в магазин игрушек, выбирают, по их мнению, самую симпатичную погремушку и торопятся порадовать подарком малыша. Но тот, видя предмет, доставивший взрослым столько приятных переживаний, вдруг корчит обиженную гримасу и начинает плакать.
Родители часто не могут понять, чем вызвана неадекватная реакция. На деле все достаточно просто. Суть в том, что ребенок пытается самостоятельно строить свой мир, где предметы имеют совершенно другую ценность, нежели в мире взрослых. Маленький человек сам выбирает вещи, которыми хочет окружить себя, сам подыскивает себе друзей - персонажей, с которыми ему приятно и интересно играть (общаться).
Довольно ярко иллюстрирует подобную ситуацию рассказ актрисы театра и кино Ольги Остроумовой: "Когда моему сыну
было два с половиной годика, во время прогулки он нашел игрушку, валявшуюся в луже. Грязную, изорванную в клочья. С большим трудом можно было признать в ней Чебурашку. Но сын влюбился в нее с первого взгляда и со слезами на глазах настоял, чтобы мы взяли ее домой. Я удивилась, ведь у него было множество игрушек - новых, красивых, но в конце концов согласилась с его желанием. И не пожалела. Миша прикипел к Чебурашке всей душой: он ложился с ним спать, позже - читал ему книжки. И при этом не обращал никакого внимания на другие игрушки. Так, благодаря этому мимолетному, казалось бы эпизоду, я узнала, что у моего сына очень доброе сердце, он остро реагирует на несправедливость, жалеет бездомных и пытается помочь им. И потому я постаралась развить в нем чувство ответственности. И, думаю, мне это удалось. Каждый год по инициативе сына (ему теперь 18 лет) мы собираем посылки в детские дома.
Доброту, отзывчивость, сострадание - все эти качества я считаю очень важными. И уверена, какой бы путь ни выбрал мой сын, он обязательно добьется успеха - ведь у него тонко чувствующая и умная душа, которая поможет ему в трудную минуту".

Среда обитания
И наконец, важнейшим фактором развития природных задатков таланта ребенка является среда его обитания.
Не секрет, что дети, выросшие в артистической, художественной или музыкальной семье и впитавшие, по словам Александра Ширвиндта, "музыкальный дух с молоком отца", в жизни, как правило, проявляют себя незаурядными художественными натурами. Ведь с первых дней жизни ребенок подражает тем, кого видит и любит, - родителям и их друзьям, людям, которые посещают дом. В этом аспекте показательна судьба Михаила Михайловича Козакова, актера, режиссера, литератора, сына известного ленинградского писателя, в чьем доме бывали Анна Ахматова, Михаил Зощенко, Дмитрий Шостакович.
Сегодня Михаил Михайлович утверждает, что именно детские впечатления (причем никто специально не занимался его художественным воспитанием) обусловили его творческую жизнь. А сейчас уже сам Михаил Михайлович, читая шпионский детектив, написанный его семилетним сыном, восторженно произносит распространенную среди большинства родителей фразу, в которой гордость смешивается с недоумением: "Да видано ли, чтобы ребенок, в его-то возрасте, был способен на такое!"
Но чтобы это восклицание не стало лишь грустным воспоминанием об упущенных возможностях, необходимо развивать талант своего чада играючи.
________________________________
© Елена НИКИТИНА
Опубликовано в журнале "PRO-спект"