© Елена НИКИТИНА

АЛЕКСЕЙ ГУСЬКОВ
Я - персонаж комедии жизни

Опубликовано в журнале "Петербургский телезритель"
Рыцарь образа "обаятельного мерзавца", звезда "Волкодава" и "Классика", Алексей Гуськов, снявшись в фильме Александра Митты "Таежный роман", совершил настоящий прорыв. Его капитан Голощекин - удивительный. доселе невиданный в нашем кино симбиоз человека и зверя, которые ведут смертельную борьбу. И, что самое удивительное, победа в этой борьбе достается отнюдь не человеку...

"Отрабатывать фактуру"

АГ: В 95 году я стукнулся лбом обо что-то, в профессии, и три года больше ничего не делал. Я не снимался, в театре немного играл.

- Но ведь после 95-го был еще "Классик"?..

АГ: В "Классике" я ведь ничего не прибавил к тому, что было раньше. Этот фильм как бы завершал тот, прежний период моей кинодеятельности.

- Алексей, несмотря на огромное обаяние, вы, главным образом, играете роли отрицательные. А уж в капитане Голощекине вы попытались сконцентрировать максимум негативности!

АГ: Вы знаете, у американцев есть такое выражение "отрабатывать фактуру". Но я все-таки стараюсь ее не отрабатывать, потому что по фактуре я давно бы улетел в сплошную криминальную историю, а благодаря хорошей школе - МХАТовской (я школу хвалю, которую освоил, а не себя), я все-таки стараюсь во всем, что я делаю, держаться определенных рамок, пытаться говорить языком классической литературы.

- Вам нравится ваша "криминальная" деятельность?

АГ: Мне - нет. Но если актерский труд нравится зрителю - то это хорошо.

- Вам по вкусу сугубо отрицательные образы?

АГ: Ни в коем случае! Никогда! Мне таких сценариев, поверьте, в неделю два-три приносят.

...Вообще, я благодарен судьбе за все эти "злодейские" роли. Они какие-то... очень выпуклые. Взять телесериал "Подозрение". Там я там столкнулся с ролью нормального, неотрицательного человека. Играть было чудовищно трудно! Долгое время мне никак не удавалось понять моего героя, проникнуть в его нутро, в его суть.

"Мне ближе люди крайностей"

- На экране вы - одинокий волк - самоуверенный и самодостаточный. А в жизни?

АГ: Человек, любящий семью, детей. Очень любящий жизнь - саму по себе.

- С каким бы классическим литературным персонажем вы себя отождествили?

АГ: Мне ближе, конечно, люди крайностей. Мне ближе всего Федор Михайлович Достоевский, "Братья Карамазовы". Митя - Иван - и там, и там я нахожу что-то близкое.

- А из Антона Павловича?

АГ: Из Антона Павловича... Знаете, я преподавать стал два года назад, курс уже выпустил. Дорн.

- Почему-то все называют Дорна.

АГ: Дорн. Дорн! Тригорин хороший хорош... Я - персонаж комедии жизни, я бы сказал так.

- Вы можете привести какой-нибудь эпизод из этой комедии?

Неповторимые истории

АГ: Хм, комедийно это выглядит, когда происходит, когда можно это прочувствовать. А когда начинаешь рассказывать, - вроде бы все обычно, как у всех...

- Не может быть! Уверена, что каждый считает свою историю неповторимой.

АГ: Ну, в этом смысле примечательна история моего брака. Когда-то, давным-давно, когда я еще и не помышлял о театре, о кино, увидел в какой-то телепрограмме девушку и подумал: я бы на такой женился. А потом, совершенно про этот случай позабыв, спустя много-много лет, столкнулся с ней на репетиции в театре.

- Раз уж речь зашла о взаимопроникновении искусства и жизни, насколько жизненными вам представляются ваши роли? Роль того же Голощекина, например?

АГ: Думаю, что да. Я с детства знаю армейский быт не понаслышке - ведь мой отец был военным. В какой-то мере фильм копирует жизнь, что-то надуманно. Но, так или иначе, характеры очень точны. Каждого своего героя я пропускаю через себя. Пытаюсь встать на его место и действую так, как действовал бы в жизни. Конечно, в реальной жизни я не пробовал загрызть волка или кого-то убить, но на ПОСТУПОК способен.
- Какой смысл вы вкладываете в слово "поступок"?

АГ: Поступок - это умение оставаться собой при любых обстоятельствах, не поддаваться панике, когда все вокруг паникуют, уметь отстаивать свою позицию, даже если она входит в противоречие со всем твоим окружением.

- Совершая ПОСТУПКИ, вы остаетесь довольны собой?

АГ (пожимает плечами): По-разному...

"Бояться нельзя!"

- Самый большой комплимент, который вы слышали в свой адрес?

АГ: Комплимент? Я не знаю. Комплименты я стараюсь пропускать мимо ушей.

- Вы не тщеславны?

АГ: Я тщеславен в меру ума. Тщеславие может погубить. Можно попасть в ловушку, как многие-многие коллеги. Ты играешь, какую-то планку берешь, а дальше ты боишься сделать хуже. А бояться нельзя. Надо идти - идти - идти. Комплименты должны от тебя как горох отлетать.
- Соглашаясь на роли преступников, вы берете на себя некую моральную ответственность?

АГ: Нет, не беру!. Тогда нам бы пришлось обратиться с тем же вопросом и к классической литературе - к Достоевскому. Раскольников - он преступник, но мы же на его стороне. И стоит ли нам, из-за того, что он преступник, отказываться от знакомства с ним? И от сочувствия?
...Я стараюсь ставить вопрос. Да, мы все оступаемся, все что-то совершаем, но все стремимся к чему-то хорошему. Вот и все. Я стараюсь выявить суть того, чем я занимаюсь.
© Елена НИКИТИНА
Опубликовано в журнале "Петербургский телезритель", 2001