© Елена НИКИТИНА

ДВОЙНОЙ ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ СЦЕНЫ

Опубликовано в журнале "Модный базар"
Как-то Антонен Арто сравнил актерское творчество с сеансом "ментальной алхимии, где каждый элемент быта превращается в золото чистого искусства". К этому стоит добавить, что творческие пермутации сегодняшних артистов настолько неожиданны и противоречивы, настолько несопоставимы друг с другом, что уже не удается вывести единый образ, полноценно властвующий на театральной сцене и киноэкране. Но может именно это разнообразие – и есть символ нашего времени, призванный удовлетворить любой вкус?
Их хочется назвать тихим чудом. При всей несхожести взглядов, жизненных кредо и мировоззрений, слова моих героинь, перекликаясь друг с другом, рождают явление, которое музыканты называют контрапунктом. Возникает удивительная мелодия, достойная пера И.– С. Баха. Мелодия Das EwigWeibliche, вариации сегодняшнего дня на тему Вечной Женственности.
Впрочем, этой гармонии предшествует противоречие столь же разительное и контрастное, как инь-ян. Амалия Мордвинова – женская реинкарнация образа Пьера Ришара – она олицетворяет собой порывистость, молниеносность. Она – "как выпад на рапире". Чулпан Хаматова – напротив, являет глубокую сосредоточенность, медитативность, погруженность в полу-сновидческие тайны, завораживающие волшебством "Тысячи и одной ночи".
Единственное, пожалуй, что их безусловно объединяет – постоянное бегство от себя и вечный поиск самоидентификации в калейдоскопичности их экранных и сценических образов.
Амалия ГОЛЬДАНСКАЯ
Незачем ждать милостей судьбы. Нужно самому быть активным и всего добиваться самостоятельно. У Козьмы Пруткова есть такая фраза: "Хочешь быть счастливым – будь им". Для себя я бы я бы сказала иначе – "будь им немедленно"! Судьба каждого – в его руках. Неразумно, я в этом уверена, винить в своих неудачах мир. Причины неудач надо искать в себе. Я занимаю достаточно активную жизненную позицию (пусть каждый понимает это по– своему).
Чулпан ХАМАТОВА
У меня жизнь не очень– то богата на события. Все что у меня есть в этой жизни – это родственники, друзья, муж. Все– все– все остальное – это театр. А все, что помимо этого – относительно. И неинтересно – ни мне самой, ни – кому– либо еще. 
– Что заставляет человека связывать свою жизнь с театром?
Нежелание заниматься серьёзной интеллектуальной деятельностью и, тем более, физическим трудом. Пусть всем этим машины занимаются.
Я долго искала себя. Сейчас мне кажется, что это было заранее предопределено. Еще в Казани, где я жила, как– то, в 5 утра, в самом центре города я увидела летающую тарелку. Она вся светилась – переливалась. Тогда я очень испугалась. А потом подумала, может это какой– то знак.? Может мир таким образом хочет меня о чем– то предупредить? Кстати, именно тогда в первый раз мне пришла мысль об актерской профессии.
– Можете ли вы сказать, какая работа была вам наиболее интересна?
Мне нравится все, что я сделала. Если бы я в чем– то сомневалась, то нашла бы себе другое применение. Возможно когда-нибудь мне надоест театр и я займусь чем– то другим.
Интересна? Смотря в каком смысле.  Знаете, иногда приходится сталкиваться с очень странными ситуациями, можно сказать – с "заколдованными", они– то больше всего и запоминаются. В этом смысле наиболее показательны съемки фильма "Лунный папа" – все валилось из рук, всё ломалось, крушилось. Не было ни одного съемочного дня без происшествий. Как будто фильм был заранее заговорён на неудачу. Но как раз эта работа и кажется наиболее интересной. Не интересной даже, а какой– то необычной.
– Вы почувствовали, что на вас свалилось бремя славы?
Труд всегда должен вознаграждаться. Это приятно – и морально, и материально. Я люблю награды. Особенно – если они заслуженные.
...Да, наверно есть во всем этом какие-то положительные стороны. Но тут же я столкнулась и с очень неприятными моментами. Я стала терять друзей. От меня отделился близкий мне человек. Он живет, помимо меня, какой-то своей жизнью – придуманной – ведь люди хотят видеть жизнь не такой, какова она на самом деле. Меня стали воспринимать иначе, и это очень грустно. Моё настоящее "я" не может теперь пробиться сквозь пелену слухов, сплетен, которые распространяют обо мне...
...А может это и к лучшему? В конце концов, друзья – если они настоящие – останутся. И пусть отметается всё лишнее!..
– Считаете ли вы себя счастливыми?
Конечно! Я – счастливая женщина! Счастливый человек! Счастливый житель этой планеты!
Конечно. У меня жива мама (тьфу – тьфу– тьфу), есть друзья. Это для меня очень много значит. Нет причин для жалоб на судьбу.
– Вы не чужды суеверий?
Я не соблюдаю традиций ни одной религии. Но в сердце у меня живет что– то такое...
Я верю в судьбу, в удачу. Верю в любовь. Во все верю, но – не в приметы – будто они могут каким– то образом влиять на ход событий.
– Кого из литературных героинь вы себе напоминаете?
Тяжело сказать... Пеппи – длинный чулок? – ...Нет, такой я была раньше. Может быть леди Годзилу?..
(Произношение сохранено полностью, прим. Е.Н.)
Не знаю, сложный вопрос. Человек – это вообще очень мощное строение. Я уверена, что в каждом человеке живут сразу несколько личностей И все они разные. Иногда люди даже не подозревают в себе всех скрытых резервов. Если же и идет речь о литературных персонажах, то я уверена, что нужно рассматривать не одного героя, а сразу нескольких.
– Теперь давайте поговорим о чисто женских проблемах...
Женских проблем не существует!
– И все же, как вы относитесь к косметике?
Косметику не уважаю. Ее отсутствие куда лучше. Я слишком переутомилась гримом. Поэтому в обычные дни предпочитаю отдыхать от этого "удовольствия".
Наносить грим входит в профессию актера. Я люблю это занятие. Люблю грим. Мне очень нравится что– то придумывать, экспериментировать со своим лицом. Иногда, бывает, что я не могу сразу уловить нужный образ, но благодаря работе с гримом я постепенно осваиваю его, вживаюсь в него. Но о косметике этого сказать не могу. Она мне кажется лживой, призванной скрыть ото всех твоё истинное "я". Но, к сожалению, иногда косметика просто необходима – чтобы замаскировать какие– то изъяны, которые дарит профессия (благодаря чему все лицо в мозолях)...
– Для вас существует понятие моды?
Для меня существует понятие уместности. И – удобства. Вам кажется странным, что на мне – такие смешные джинсы? Но какая же нужда отказываться от них и рядиться в вечерние туалеты безо всякого повода?! Я люблю когда мне удобно, и когда мой внешний вид нравится мне самой и моему любимому человеку..
...А вообще, мы с мужем – жуткие шмоточники. Мы обожаем (обожаем – жуткое какое– то словечко) – нет, просто любим "сэйлы". И знаем их все! Не вижу смысла покупать даже очень хорошую вещь за бешенные бабки. Пардон, – деньги.
Нет, я не большая любительница нарядов. Собственно, то, в чем вы меня сейчас видите (в джинсах, в футболке, плюс еще какая– нибудь курточка) – вот мой повседневный гардероб.
– Любовь к джинсам – это дань уважения движению хиппи?
Что еще за хиппи! Я – сама себе движение! – Броуновское.
Совершенно верно. Хиппизм был целым пластом в моей жизни. Я очень много путешествовала по трассам (почти что всю Россию изъездила). Это было настоящим счастьем! Знаете, в одном из журналов даже написали, что я и в Москву, поступать в Театральный, добиралась на попутках. Это, конечно, неправда. Но, с другой стороны, это вполне могло случиться.
– Приходилось ли вам самостоятельно создавать для себя наряды?
Это было. Было, но ушло – в студенческое прошлое. Шить, правда, я не умею, но вязать и вышивать – да. Когда– то я вышивала узоры на скатертях. У мамы до сих пор одна такая скатерть хранится – с вишенками, с клубничками.
Вообще, вышивание – это не самое скучное занятие – вот только времени на него нет.
Нет, это меня никогда не привлекало.
– Амалия, этот потрясающе– золотой цвет волос – природный?
Да, но мне кажется, что это – не тема для разговора между журналистом и артистом.
– Чулпан, вы многим знакомы по фильму "Страна глухих", где у вас шикарные длинные волосы. Не жалко было с ними расставаться?
Нет! Я так давно мечтала об этом. Длинные волосы – это так неудобно! И как только закончились съемки, я распрощалась с шевелюрой безо всякого сожаления.
– Как по-вашему, быть современной женщиной тяжело?
Это как у Пушкина – "и труд, и мука, и отрада". Но я, например, совершенно не понимаю деловых женщин. Неужели нужно взваливать на свои плечи тучу лишних переживаний – и всё это, только ради самореализации?! А в результате выясняется, что муки эти напрасны. Бизнес – это не женское дело. Бизнесвуменши обычно оказываются банальными администраторами или, в лучшем случае, хозяйками каких– то бутиков. Настоящих вершин в бизнесе женщинам не достичь. Так что, с этой позиции быть современной женщиной – не сахар.
Мне кажется, это очень скучно – быть современной женщиной...
– В таком случае, как бы сложилась ваша судьба, родись вы обе мужчинами
Я бы была солистом группы "Иванушки International" – рыженьким. Очень приятный человек.
Не знаю. Я бы, наверно, еще больше влюблялась. И уж точно – не была бы актером. Эта профессия слишком тяжела для мужчины – по крайней мере, в нашей стране. Ведь существуют общепринятые нормы, что мужчина должен зарабатывать больше, а в актерской профессии особо– то не разбогатеешь.
– Что для вас значит любовь?
Любовь – это корабль. В море. Бушующем.
Любовь – это каприз мирозданья. Людей сводит небо – я в этом уверена. Судьба. Все, что с нами происходит – запрограммировано заранее.
– Вы можете себя представить лет через 20?
Нет. К чему это? Надо жить настоящим.
Я – могу. У меня будет очень большая семья – и сын, и дочка, и... – вообще, очень много детей. Я очень хочу быть мамой. А через 20 лет я буду не только мамой, но и бабушкой!
– Откройте секрет, как добиться успеха?
У каждого есть свой рецепт успеха. Главное – быть человеком, положительно настроенным. Знаете что такое "космическая почта"? Надо нарисовать картинку того, что ты хочешь, и повесить её у себя перед кроватью. Так, чтобы когда ложишься спать, смотреть на эту картинку. И когда просыпаешься – тоже. И тогда всё исполнится. И – очень быстро!
Трудность в одном – как это изобразить, ведь не у каждого есть талант художника. Но даже если вы и не обладаете этим талантом, попробуйте хотя бы четко представить свою цель. И постоянно думайте о том, что вы её точно добьётесь. (Кстати, чтобы получить роль в сериале "Охота на Золушку", я прибегла к этому методу).
Честно говоря, я не знаю. Я делаю то, что мне нравится, то, что мне близко. А успех – это что– то от нас не зависящее, подчиняющееся своим законам. Наверно, траектория моей судьбы и траектория успеха в какой– то точке пересеклись...
© Елена НИКИТИНА
Опубликовано в журнале "Модный базар"