© Елена НИКИТИНА

ЦАРИ И АКТЕРЫ:
Тайны Михайловского замка

написать автору

Опубликовано в журнале "Телевик"
Михайловский замок по праву считается самым романтическим строением Санкт-Петербурга.
До сих пор не смолкают споры о последних днях жизни императора Павла Первого. И по сей день призрак самодержца разгуливает по залам обители - так утверждают сотрудники музея. Неудивительно, что мистические мотивы уже две сотни лет будоражат воображение художников, драматургов, актеров. К загадкам зловещего замка обращались Ольга Форш, Михаил Бахтин, Юрий Тынянов, Натан Эйдельман.
Первая половина июля в нашем городе прошла под знаком Дмитрия Мережковского. Его пьеса "Павел Первый" легла в основу спектакля "Тайны Михайловского замка", постановка которого осуществлена театром "Балтийский дом", Балтийским международным фестивальным центром и Михайловским замком государственного Русского музея. Особенностью спектакля стала демонстрация исторических событий в подлинных интерьерах (действие происходит в Тронной императрицы Марии Федоровны).
Для Петербурга это первый опыт подобного рода. Элементы убранства помещений, выполненные Карло Росси и Винченцо Бренной, достоверные исторические костюмы - напудренные парики, кринолины и камзолы - полностью воссоздают атмосферу ХИ1! века. По замыслу режиссера Александра Исакова зрители, приглашенные в Тронный зал, попадают на "бал призраков". Жанр спектакля, определенный театром как мистерия, постоянно балансирует между буффонадой, клоунадой и высокой трагедией.
Нервный, взвинченный Павел мечется по покоям замка. Через открытое окно муштрует солдат. Обращаясь к придворным, постоянно дурачится и гримасничает. Циничный арлекин с бегающими глазами - граф фон дер Пален, истеричная коломбина - императрица Мария Федоровна и воплощенное двуличье - великий князь Александр - своими жестами и мимикой напоминают маски итальянской комедии дель арте. Но над всей этой суетой парит романтическая любовь Павла и Анны Гагариной.
В финале спектакля ощущается во всей полноте трагический жребий, выпавший на долю императора. Зрители буквально замирают перед лицом человеческой драмы курносого, несчастного и величественного Павла в исполнении заслуженного артиста России Корольчука. Почти мистическое впечатление реальности происходящего усиливается безукоризненной имитацией речи ХЧШ века в пьесе Мережковского. Поэтому нет ничего странного в том, что публика, проходя после спектакля мимо спальни Павла Первого, где было совершено убийство, слышит шаги заговорщиков и жалобные стоны. Быть может, мы только на пороге раскрытия тайн Михайловского замка?
________________________________
© Елена Никитина
Опубликовано в журнале "Телевик"

счетчик посещений