© Елена НИКИТИНА

В ПАУТИНЕ СТРУН
"ПО ТУ СТОРОНУ ОКНА"

написать автору

Всякий человек носит маску - то, что древние называли виновностью. Дети боятся ее и кричат. Люди, столь самонадеянные, столь разумные, должны заново научиться кричать. Сцена как раз и дана для этого.
Иван Голль
Ни одна историческая эпоха не обостряла до такой степени человеческого одиночества и отчужденности, как ХХ столетие. Пожалуй, нет ни одного выдающегося мыслителя, который не затронул бы эту тему: М. Хайдегер "Затерянные тропы", Ж.-П. Сартр "Бытие и ничто, "Тошнота", А. Камю "Миф о Сизифе", "Падение", Э.Фром "Бегство от свободы" и др. К теме одиночества среди людей не осталась равнодушна драматургия, например, в пьесах Жана Кокто "Человеческий голос", Семюэля Беккета "В ожидании Годо", Эжена Ионеск "Лысая певица", Жана Жане, "Служанки"... Органично вписывается в этот ряд Патрика Зюскинда "Контрабас", где, по выражению автора, "наряду со множеством других вещей речь идет о существовании человека в своей маленькой комнате".
...В комнате, ограниченной черными стенами, "контрабасом - кроватью", что справа, четырьмя "белыми веревками" за окном, одновременно являющимися четырьмя струнами; еще одним, препарированным контрабасом, где-то в глубине ее, - вазы с фруктами на черном 'постаменте'. Почти что кубическое изображение действительности - восприятие одного и того же предмета с различных точек зрения, но - с одной плоскости, в плоскости холста; здесь - в плоскости сцены изображены две фигуры: контрабас и контрабасист. Монолог-исповедь единственного героя-музыканта - монолог музыкальный (А. Крупнов) и монолог разговорный (В. Демченко); два геометрических плана одного человека, вписанного в жесткую иерархию оркестра (общества). ("В моем теле живут две души, враждуя друг с другом.". И. Гете.)
"Контрабас" - философия одиночества, замкнутого пространств; и любви, и ненависти - в "пространстве" одной жизни. Это история, спрятанная от внешнего мира холодными стенами, где только и могут материализовываться тайные желания. Когда герой говорит о возлюбленной, он пытается "взять торжественный тон, сбивающийся вскоре на нелепый фарс. Звучат аккорды пошлого венского вальсочка - "...Когда со мною рядом дама, с головы до ног я кавалер" . И тогда, в образе маленькой танцующей девочки с веером, появляется желанная дама - певица-сопрано. Поваляется, и тут же исчезает, как угасает постепенно всякое неосуществимое желание.
Контрабас - единственный реальный свидетель и единственный виновник внутренней трагедии своего владельца. Контрабас очеловечивается, наделяется единополномочной властью над своим господином, делается "вершителем судьбы", обладающим сатанинскими силами.
Построение пьесы аналогично строению классической сюиты, как она оформилась еще во времена И.-С. Баха. Это принцип контрастного сочетания музыкальных фрагментов: медленное и тихое lente сменяет бурное ликование allegro vivace, затем - меланхолическое andante, бурные вспышки ярости - напряженное presto в ре-миноре, вновь сменяющееся нежной грацией menuetto galante... - вновь и вновь по кругу, в безжалостно заданном ритме метронома, отбивающего время сюиты и ...время жизни.
Жизнь героя Патрика Зюскинда - жизнь музыканта - драматургически подчеркнута и усилена импровизациями одного из лучших бас-гитаристов России - Анатолия Крупнова. Каждый эмоциональный всплеск текста контролируется резким акцентом звука. Абстрактные рассуждения поддерживаются блюзовыми аккордами, а если речь заходит о великих композиторах - путеводных звездах и "вечных соперниках героя (Бах, Моцарт, Бетховен, Вагнер, Брамс, Шуберт), - бас-гитара цитирует фрагменты их произведений. ("Проблема в том, чтобы заставить говорить, напитать, звучать пространство; это похоже на источники в сплошной стене плоских утесов, - отсюда внезапно рождаются букеты цветов." А. Арто.)
Лишь иногда удается герою пробить невидимую стену отчуждения. Тогда, запутавшись в паутине четырех струн - "бельевых веревок, что по ту сторону окна", он произносит: "Мне 35... Когда Шуберту было столько лет, как мне сейчас, - он уже три года как был мертв..." - отчаяние и бессилие человека, музыканта-неудачника, оказавшегося один на один с внешним миром. Финальная фраза спектакля - попытка героя предугадать свою судьбу, требует своего разрешения, но... за пределами данной постановки.
Патрик Зюскинд известен в нашей стране благодаря роману "Парфюмер", единственному переведенному на русский язык. Несмотря на это, 25 марта зал театра им. Комиссаржевской, рассчитанный на 750 мест (где состоялась первая, и единственная, демонстрация "Контрабаса"), не смог вместить всех желающих. Но те, кто смогли попасть на спектакль, не были разочарованы!
К сожалению, на петербургской премьере, по состоянию здоровья, не смог присутствовать режиссер постановки Сергей Зуев (выпускник режиссерского факультета ГИТИСа, в прошлом - актер Московского Международного Театрального центра им. М. Ермоловой, на счету которого работа более чем а 10 конофильмах, работа на ТВ и постановка ряда спектаклей. 

             
Анатолий КРУПНОВ (идеолог и руководитель самостоятельных музыкальных проектов, групп "Черный обелиск" и "Крупский и компания"): 
             
"...Никогда не думал, что мне предстоит играть в театре. Просто мой старинный приятель Сергей Зуев предложил однажды мне попробовать себя в этой роли. Контрабасист, какими он представлен здесь, мне очень близок и понятен. Боюсь, в противном случае, ничего бы не получилось... Теперь, правда, когда позади огромное количество репетиций и уже состоявшиеся премьеры, становится немного обидно, ведь на протяжении почти всего спектакля я с акустической бас-гитарой сижу спиной к зрительному залу и молчу! Музыка, которую я играю, всегда импровизационна; не было ни одного спектакля, где бы я, нота в ноту, сыграл бы то, что было в предыдущем. Но "Контрабас" - двухактовый спектакль, и то, что мы сейчас представляем публике, будет иметь продолжение, и вот тогда..."

             Влад ДЕМЧЕНКО (выпускник театрального училища им. Б.В. Щукина, 1987 г.):

             "Каждая роль сюиминутна. Сегодня она воспринимается именно так, как может восприниматься только сегодня. Завтра, возможно, все изменится. Поэтому жизнь актера на сцене зачастую определяется его жизнью вне сцены. Я, честно говоря, очень боялся этой роли; боялся ее потому, что это моно-роль, где я один. Безо всякой поддержки, должен буду играть на протяжении 80 минут! Может, поэтому мне в партнеры и пригласили Крупнова...
По правде, с Толей играть сложно. Во-первых, потому что он личность, во-вторых, потому что - талантливая личность. Но нам удалось победить наши "индивидуальные качества".
- Какую сверхзадачу вы перед собой ставили, соглашаясь на эту роль?
ВД: "Сказать людям, что может быть, наш мир - не лучший из возможных миров, но он - мир реальный, проясняющий смысл существования для нас, зрителей и слушателей".
Таков твой мир,
И он зовется Миром
                                  Ф. Шиллер
 __________________________
© Елена НИКИТИНА
Опубликовано в марте 1996

счетчик посещений