© Елена НИКИТИНА

ЛЮБИТЬ ПО-СКАЗОЧНОМУ

написать автору

Опубликовано в журнале "Ночной портье"

Сказка - ложь, да в ней намек...

Александр Македонский в 15 лет покорил Грецию и двинул свое войско на персов. Сегодня ему в этом возрасте не продали бы и пачки сигарет. Жена Цезаря Кальпурния в 12 лет носила в чреве уже третьего ребенка. Ныне ее мужа обвинили бы в педофилии. Парадокс! Чем цивилизованней люди, тем они инфантильнее. Предания веков, наполненные кровью и сексом, из которых наши предки черпали жизненную мудрость, превратились в детские сказки, населенные асексуальными и безобидными персонажами. Теперь нелепыми кажутся присказки о "намеках - добрым молодцам уроках". Какие уроки можно извлечь из нелепых вымыслов о беззубой нечисти и беззлобных "злодеях"! Но так ли безобидны сказочные персонажи, как их малюют? 

Синяя Борода - самый молодой и самый лютый сказочный мерзавец. И это притом, что его реальный прототип - Жиль де Лаваль барон де Рец - интеллектуал, богач, храбрец. Меценат, превративший свой родовой замок Тиффог в настоящую Мекку французских поэтов, художников и музыкантов. Маршал Франции, разбивший англичан в столетней войне и посадивший на престол Карла VII. Великий мистик, автор трактата "О заклинании демонов", которым, по преданию, пользовался сам Иоганн Фауст. Соратник Жанны д'Арк, наконец! 
Как же сей достойнейший муж обернулся насильником, извращенцем и убийцей? 
Всему виной людская неблагодарность. Карл не оценил по достоинству старания барона и вероломно отрекся от него. Жиль заперся в своем замке, вынашивая планы страшной мести. Увяз в чернокнижье и даже... заключил договор с дьяволом, расписавшись своей кровью. В жертву черту им были принесены 140 мальчиков из соседних деревень. Этот сюжет вмиг превратился в балладу, которую прованские трубадуры распевали на каждом углу. Правда, из этических соображений певцы заменили мальчиков на жен-красавиц. И это было верхом несправедливости, ведь на самом деле Жиль де Рец был женат лишь однажды. Жена, кстати, надолго пережила его. 

Ученые, исследовавшие колоритный образ Кощея Бессмертного, единодушны во мнении, что его прототип - хазарский каган Кош, живший в VIII веке. Обиталище Коша действительно находилось на острове, но не в Тридевятом царстве, а посреди Волги. Там-то и располагалась столица хазарского каганата - город Итиль. 
Более всего Кош прославился двумя вещами - огромным гаремом и редким сексуальным долгожительством. В 969 году, когда киевский князь Святослав разгромил 72-летнего Коша, у того в наложницах числилось 400 славянских девушек! 
Летописи утверждают, что Кош пережил не менее десятка покушений на свое мужское достоинство. Удивляет одно: каким образом избежал он позора оскопления? Отчаявшись найти правду, наши предки придумали красивую сказку о царе Коше (в первоначальных вариантах он проходит под своим подлинным именем) и его игле - недосягаемом детородном органе. Помните: "В яйце - в утке - в зайце - в ларце - на ветвях столетнего дуба"?.. 

Баба Яга. Как только не очернял ее фольклор! 
* "Лежит она, горемычная, на печи - разлагается, ноги раскорячила из угла в угол, лоно так и пышет жаром". 
* "Лежит баба-яга костяная нога, из угла в угол, титьки через грядку висят". 
* "На печи лежит баба-яга, нос в потолок врос, титьки на крюк намотаны, сама востры зубы точит". 
Раскидывает бабуся гипертрофированные члены - о своем славном прошлом вспоминает. 
Родилась она в VII веке до нашей эры, в Сарматской державе, что в донских степях. По свидетельству Геродота,. женщины здесь управляли и страной, и казной, и армией - которая состояла тоже из одних женщин. Укрепляя матриархат, воительницы беспощадно истребляли здоровых и сильных мужчин. Больных же и немощных использовали исключительно как подъяремный скот. Демография, таким образом, неуклонно катилась на убыль. 
Для продолжения рода сарматкам приходилось захватывать воинов сопредельной Скифии, использовать их в сексуальных целях и уничтожать. Соития превращались в настоящую религиозную церемонию, руководило которой особое божество, ответственное за деторождение. Звали его Яго, и представлял он собой глиняный истукан с огромным костяным фаллосом. Его водружали на сруб, внизу разводили костер. Массовые совокупления длились до тех пор, пока символический член божества под действием дыма не поднимался вверх. 
Полтораста лет мирились скифы с этим унижением. Когда же наконец их терпение лопнуло, они устроили жестокую расправу над верховной жрицей Сарматского царства. Связали ее, пришпандорив между ног увесистую кость, посадили на деревянный сруб и подожгли. С ликованием наблюдали за ее корчами, победоносно выкидывая мечи вверх. Так Яга из божества превратилась в реальную бабу. 
...По милости странствующих сказителей костяной фаллос исчез, его сменил более пристойный член - нога. Ныне роль "окаянного отростка" несет на себе помело - довольно легкое на подъем. 
Жертвенный сруб трансформировался в избушку... на курьих ножках. Ножки эти притопали из восточной Персии. По мнению ученого-фольклориста А.А. Потебни, они - пережиток прежней сексуальности Яги. Ведь курица у древних персов считалась самой похотливой живностью - вроде наших кроликов. 

Змей Горыныч - самый древний из сказочных нечестивцев - плоть от плоти ихтиозавров Юрского периода. Хтонические мифы повествуют о соблазнении Змеем девушки по имени Майтрейя (арийской богини плодородия), в результате чего огромное число змеенышей расползлось по всей земле. Один добрался до Индии и был убит богом Индрой. Другой ужалил Заратустру. Третий доплыл до Африки, затерроризировал эфиопского царя, требуя еженедельно по девственнице. Этот змей-растлитель был нейтрализован Персеем, после чего пополнил своей персоной бестиарий греческой мифологии. 
Его-то греческие колонисты и импортировали на славянские земли. На Руси он претерпел радикальную метаморфозу. Сексуальность его усилилась - страсть материализовалась в пламя. Огнедышащий змей был наречен Горынычем или, ежели угодно, Горючим. 
Стоило Змею обзавестись внутренним пламенем, как сфера его развлечений заметно расширилась. В стародавние времена он только удушал красавиц, кольцами сжимая их в своих объятьях. Теперь он смог испепелять их, и, в жареном виде, отправлять в утробу. 
...Ознакомившись со славянским эпосом, Зигмунд Фрейд в книге "Тотем и табу" выводит тождество секса и людоедства. Каннибализм он рассматривает как символическую смену полов. Мужчина-людоед, принимающий в свое чрево плоть, символически превращается в женщину. Выходит, наш Горыныч уплетает девиц из трансвеститских соображений. Устав от извращений, он - бедняга, сам стремится быть изнасилованным, почувствовать себя жертвой. Потому и напрыгивает на меч Ивана-царевича или копье Егория Победоносца. 
В XVIII веке кредо Горыныча становится парадигмой маркиза де Сада. "Делаясь палачом, я подчиняю чужую плоть своим прихотям и желаниям. И молчаливо соглашаюсь с тем, что для кого-то и моя плоть станет ристалищем новых вожделений. Палач - это всегда жертва. Жертва - это всегда палач" - Так манифестирует де Сад свою "Философию в будуаре". 

Изучив сборник "Заветных русских сказок" Афанасьева, швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг изумленно воскликнул: "Ба! Да это же настоящая энциклопедия сексуальности! Какая архитипически мощная амфибия!.." 
Действительно, по древности рода Царевна-лягушка не только не уступает Змею Горынычу, но и превосходит его. У египтян она значилась богиней плодородия Пта. Китайцы видели в ней универсальный символ женственности. Ассиро-вавилонский эпос называет ее прародительницей человечества. В славянской мифологии лягушка способствует зарождению любви. 
Иван-царевич влюбляется в свою Царевну-лягушку мгновенно. На одном из пиров он намекает королю на "толстые обстоятельства", произнося крылатое: "Это моя лягушонка в коробчонке едет". Иван жаждет увидеть свою невесту беременной. Под "коробченком" он подразумевает чрево, под лягушонкой - зародыш. Недаром Юнг огромным смыслом наделял сказочные атрибуты. Лягушачья кожица, по его мнению, символизировала девственную плеву. Сожжение кожицы - дефлорацию. Такой ракурс заметно проясняет смысл "небылицы", затертой до дыр. 
За три дня до свадьбы царевич сжигает лягушачью шкурку. Невеста корит его на чем свет стоит, ведь он не спросив ее разрешения, совершил насилие. Теперь он должен искупить вину - выручить невесту, тем более, что слава о ее непорочности разлетается по миру. Кощей уже потирает руки, предвкушая легкую добычу. Ивану приходится попотеть, устраняя соперника и восстанавливая status quo своей возлюбленной. 
Сказка романтизирует ситуацию, заставляя насильника совершать немыслимые подвиги, рисковать жизнью и добиваться победы над злом. Прежде всего - над злом в самом себе. Разгром Иваном нечисти - победа над собственной похотью, обуздание страстей ради будущей счастливой супружеской жизни. 
___________________________
© Елена НИКИТИНА
Опубликовано в журнале "Ночной портье"