© Елена НИКИТИНА

По следам Снегурочки

(журналистское расследование)
Опубликовано в журнале "Ночной портье"
1 января 1939 года в Кремле Дедом Морозом была зажжена первая официальная советская елка. Спустя 8 лет, 1 января 1947, Дед Мороз уже работал в паре - со Снеговиком, или, как тогда его называли, со Снежной Бабой. Идея этого персонажа принажала Клименту Ворошилову. Три года сопровождала Снежная Баба Деда Мороза на новогодних праздниках, до тех пор, пока по распоряжению свыше ни была переименована в Снегурочку. Имя это на внеочередном заседании политбюро внес Георгий Маленков - лучший друг советской детворы и знаток русского фольклора.
Получив второе рождение, образ Снегурочки тут же подвергся резкой критике. Одни деятели культуры полагали, что по возрасту она должна быть равной Деду Морозу - раз уж оба они персонажи легендарные, встретившие вместе не одну новогоднюю ночь. Другие отчаянно протестовали, доказывая, что рядить в пестрые наряды и заставлять гримасничать актрис бальзаковского возраста, по меньшей мере, не эстетично. Еще два года в новогодней поздравительной епархии творилась полная неразбериха. К одним в гости являлась Снегурочка в образе седовласой бабушки, к другим - в образе девочки-подростка. Только в 1953 году Снегурочка окончательно и бесповоротно была утверждена как молодая девушка. Без разъяснений и комментариев.
Теперь, полвека спустя, пытаясь разобраться в подлинном родстве известных новогодних персонажей, исторической справедливости ради, рискнем обратиться к прообразу современной Снегурочки - к Снежной Бабе.

Самая ближняя тропа - к пьесе Островского - созданной на основе древней легенды. Легенду эту в ее первозданном виде обнаружил в собрании рукописей Мусина-Пушкина знаменитый русский библиограф Бантыш-Каменский.
Жили-были на славянских землях три бога - три брата: бог любви Лелько, бог тепла Ярило и бог холода Морозко. Братья правили миром по очереди и не сходились вместе до тех пор, пока Морозко ни надумал жениться. Дело было зимой. Стучался Морозко во все двери, но сколько бы к бабам ни сватался, все его с порога гнали - холодное, мол, у него сердце. Морозко свирепел и посылал на землю вьюги да метели. Вконец промерзшие Лелько и Ярило явились к нему: чего, братишка, лютуешь? Расплакался Морозко мокрым снегом и поведал о своем несчастье. Ярило посмеялся (в этот момент метель стихла и сугробы засверкали под яркими лучами солнца). Лелько, воспользовавшись моментом, слепил из снежных комьев бабу и вдохнул в не жизнь. Тут же и свадьбу сыграли. Все деревни на свадьбе этой гуляли. Морозко с молодой женой хоровод водил. Хмурился один Ярило, кому снежная баба приглянулась. Как бы ни пытался он ее к себе переманить, она - ни в какую. Затаил Ярило злобу, и решил, дождавшись очереди своего правления, растопить ее во что бы то ни стало. Так и поступил. Едва настало его время, как напустил он на землю такого жара!.. Снежная баба растаяла.
С тех пор, из года в год, едва Морозко берет бразды правления в свои руки, первым делом лепит себе жену - существующую до тех пор, пока Морозко у власти.
(Может быть этим мифом и руководствовались советские культуртригеры, настаивая на юном возрасте Снегурочки?)

Другое предание, датированное XII веком, имеет скандинавские корни. Его излагает в своей книге "Круг земной" знаменитый исландский историк Снорри Стурлусон.
Верховодила в этих краях снежная дева Эрденранде (позже ставшая прототипом андерсеновской "Снежной королевы"). Местные боги возненавидели ее за красоту и наложили на нее заклятье, согласно которому, каждый, к кому она прикоснется, превратится в ледяную глыбу.
Прослышал про горе Эрденранде добрый чародей Сервингард, решивший всеми правдами-неправдами расколдовать красавицу и жениться на ней. Хоть и владел он чудесным заговором, ему не удалось избежать участи простого смертного. Эрденранде сама того не желая, превратила его в ледяную пирамиду.
Сервингард (недаром при жизни он был чародеем) явился к ней во сне и сообщил, что расколдовать ее сможет лишь правитель страны Туле по имени Снежный Лев.
Много препятствий вставало на пути Эрденранде, пока добиралась она до Снежного Льва. Но, в результате, все ее страдания с лихвой окупились. Снежный Лев не только расколдовал ее, но и женился на ней - без каких бы то ни было негативных последствий для собственной персоны.
Финно-угрский вариант предания добавляет, что родился от этого брака ледяной богатырь Фросентквист, которого финны отождествляют со своим Йоллопукки - Дедом Морозом.
Так что, если верить этой легенде, выходит, что Снегурочка приходится Деду Морозу ...матерью.

Впрочем, есть и третья версия рождения Снегурочки, с поистине библейским размахом. Возможно, она появилась не без влияния Моисеева Пятикнижия. Во всяком случае, так считал этнограф Афанасьев - отыскавший это предание на территории современной Коми.
Предание рассказывает о верховном божестве, которое являлось на землю в виде метели. Однажды бог-метель, пролетая над землей, решил отдохнуть, приземлился и лег спать. Наутро он вновь взлетел в небеса, но там, где он лежал, остались два снежных бугорка.
Когда пришла оттепель, эти бугорки не растаяли, а превратились в снежных людей. Мужчина - появившийся из того бугорка, где покоилась голова бога - был могуч, космат, седобород. Словом, по всем признакам совпадал с классическим образом деда Мороза. Женщина - из бугорка, где располагалось сердце бога, - была белокожа, с длинной белой косой - опять-таки, по всем описаниям напоминала нашу Снегурочку. 
Очнувшись от сна, снежные люди приступили к созданию потомства (считается, что они - прародители некоторых северных народов). А когда на свет рождались их чада, они глядели в небо и звали бога-метель полюбоваться на внуков. Бог спускался с небес и обнимал своих потомков. Так объяснялся приход зимы.
Кстати, у некоторых народов зима и по сей день считается временем, когда бог спускается на землю, к людям.
В этой истории Снегурочка - уже жена и не мать деда Мороза, а его единокровная сестра.

Самая древняя версия происхождения Снегурочки восходит к временам скифо-сарматского царства - ко второму тысячелетию до нашей эры. 
Скифы и сарматы жили в степях, кочуя от одного поселения к другому. А свои стоянки украшали песчаными идолами - бабами, которым приносили жертвы и молились.
Часть племен двинулась на север. Тут-то кочевники и обнаружили, что привычного песка для ваяния идолов нет. Пришлось обходиться подручным материалом - снегом.
Так появились первые снежные бабы - предметы культа.
Из этого явствует, что Снегурочка (точнее, ее прототип) - сущность совершенно самостоятельная. И куда логичнее было бы ей заправлять на новогодних праздниках, а отнюдь не Деду Морозу.

Вместо эпилога
Как видим, с незапамятных времен, дед Мороз и Снегурочка, меняя имена и страны обитания, шествуют неразлучной парой. Кем только ни была Снегурочка - подругой, сестрой, матерью ледяного деда. Нам же она (по необъяснимой причине) известна в статусе внучки. Древний миф молодеет на глазах, превращаясь в добрую детскую сказку. То ли еще будет!
______________________________
© Елена НИКИТИНА
Опубликовано в журнале "Ночной портье"