© Елена НИКИТИНА

СОЦИАЛЬНЫЙ НЕДУГ?

написать автору

Опубликовано в журнале "PRO-спект"
Каждому, наверно, знакома удивительная категория граждан - скучающих на веселых мероприятиях, на дружеских застольях постоянно сидящих с кислой миной, избегающих приятельских отношений с сослуживцами. Они никогда первыми не начинают разговор и всячески открещиваются от публичных выступлений. К сказанному можно приплюсовать некогда популярную строчку Бориса Гребенщикова о поколении дворников и сторожей - отдающих предпочтение одинокой ночной работе и дневным снам.
Речь пойдет о людях, сторонящихся общества, возводящих одиночество в ранг достоинства. О тех, кто не демонстрируют никаких отклонений от общепринятых норм поведения, у кого ничуть не страдает ни интеллектуальное, ни эмоциональное развитие - но попадая в коллектив они почему-то испытывают дискомфорт, граничащий с состоянием паники. С легкой руки знаменитого психолога Эриха Фромма их окрестили социофобами, а "недуг" их - социофобией (т.е. боязнью общества).
Откуда же проистекает социофобия и есть ли методы борьбы с ней? Для того, чтоб ответить на эти вопросы, попытаемся создать портрет социофоба.
Крупным планом - четыре основополагающие характеристики.


Основные черты.
Во-первых, высокое интеллектуальное развитие, разносторонняя эрудиция, множество хобби, тонкое чувство прекрасного, философский склад ума. Развивая эрудицию, социофобы иллюзорно компенсируют страх перед обществом - пытаясь возвыситься над прочими людьми. Эрудиция и развитый интеллект дают им внутреннее право презирать то общество, с которым им не удается найти общий язык, которого боятся, а потому и ненавидят.
Здесь мы подходим ко второй характерной черте - к мизантропии - проявляющейся в самых разнообразных формах. Тут и желчное остроумие Чацкого, и холодное презрение Печорина, и яростная озлобленность Тимона Афинского - приказавшего высечь на своей могиле: "Порази всех вас, небо, чумою! Здесь лежит Тимон, что ненавидел мир и людей. Прокляните его и ступайте своею дорогой". Тут необходимо отметить, что социофобы редко проявляют такие качества, как подлость и мстительность. Их протест прямолинеен, он не драпируется ширмой показного добродушия и раболепства.
Третья особенность - непосредственность в выражении собственных вкусов, привычек, пристрастий - зачастую в ущерб мнению большинства. Такая откровенность постоянно инспирирует конфликты. При этом, социофоб - провокатор столкновений, пытаясь сохранить свою независимость, все больше отдаляется от коллектива, становясь и впрямь фигурой одиозной. Это и объясняет почему социофобы, при их выдающихся интеллектуальных способностях, редко достигают продвижения по службе. По той же причине они не могут подолгу оставаться в одном коллективе - ни одно начальство не потерпит при себе таких "правдолюбцев".
Мужчины - социофобы, как правило, пользуются оглушительным успехом у женщин - это их четвертая отличительная особенность. Лермонтовский Печорин, тургеневский Базаров, набоковские Лужин и Пнин - все они любимы, любимы бескорыстно и безответно. Секрет этого феномена - в романтическом ореоле отверженности, гонимости - столь импонирующем многим дамам. Впрочем, описанная разновидность любви - густо замешанной на жалости, носит не столько эротический, сколько материнский характер. Это любовь - забота, а не любовь - вожделение. Женщины, влюбленные в социофобов, не стремятся к физической близости, довольствуясь лишь сторонним обожанием.


Романтический герой?
Итак, портрет готов. На нем изображен человек умный, проницательный, язвительный, неуживчивый, отвергающий общество и отверженный им. Словом, романтический герой. Только корень этой "романтики", по утверждению Эриха Фромма, кроется в довольно-таки серьезном душевном конфликте. Осознание собственной значимости, неординарности, претензии на высокое положение, стремление к власти вступают в противодействие с чувствительной, ранимой душой и слишком слабой, для каких-либо кардинальных решений, волей. Если чрезмерное честолюбие способно породить Наполеона, а восприимчивость и безамбициозность - И. Канта и Н.В. Гоголя, то слияние этих разнородных качеств населяет мир Гамлетами и Тимонами, Раскольниковыми и Гаевыми. Внутренний конфликт - стремление к высотам и отсутствие резервов для его осуществления - и есть источник социофобии.
Теперь, когда недуг опознан и изобличен, осталась сущая малость - обезвредить его. Иными словами, устранить пресловутый конфликт в душе.


Профилактика социофобии.
Как было известно еще Гиппократу, любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. Поэтому профилактику социофобии нужно начинать с самого нежного возраста. Все великие педагоги - и Песталоцци, и Ушинский, и Сухомлинский - были единодушны во мнении, что большую часть времени ребенок должен проводить в коллективе. О том же самом говорил и Платон (в своем знаменитом диалоге "Государство") - еще в IV веке до нашей эры.
Именно общение со сверстниками, участие в командных играх - от футбола и хоккея до движения бойскаутов или сражений по мотивам "Властелина колец" Толкиена. Главное положительное свойство этих игр в том, что каждый участник выполняет определенную функцию и что на своем месте он незаменим. Что любая оплошность может подвести его товарищей. Чувство ответственности воспитывает волю, решительность и самообладание, готовность встретиться лицом к лицу с любой непредвиденной ситуацией.
Кроме того, командные игры являются прекрасным противоядием от преувеличенной самооценки и излишней гордыни.
Совершенно иной эффект имеют одиночные игры и, в первую очередь, компьютерные. "Электронные друзья" одинаково способны как полностью удовлетворить потребности ребенка в игре, так и усилить его отчуждение, его замкнутость в себе, его самодостаточность. Последнее может привести к тому, что войдя во взрослую жизнь, он окажется неспособным налаживать взаимоотношения с окружающими. В любом случае, чтобы застраховать своего ребенка от подобных эксцессов, научите проступать его в соответствии с древнегреческой мудростью - "ничего слишком".
"Из меня мог бы выйти Шопенгауэр!"
Если же мы имеем дело с уже сложившимся характером, если общество уже вызывает страх - с которым невозможно справиться самостоятельно, то для борьбы с этим "недугом" потребуются уже более серьезные меры.
Раз в основе социофобии лежит чрезвычайно высокая самооценка, то некоторое понижение ее даст положительный результат. Причем, чем категоричнее человек распрощается с амбициями, тем быстрее он сможет избавиться от чувства несправедливости и обиды на общество. Но как же перебороть себя?
"Пропала жизнь! Я талантлив, умен, силен... Если бы я жил нормально, тои из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский!" - С пафосом восклицает еще один классический социофоб - Иван Войницкий, из пьесы Чехова "Дядя Ваня".
Но что, собственно, мешает ему стать Шопенгауэром? Разве в жизни есть какой-то временной предел - после которого все начинания обречены на провал?! Разве возраст или условия жизни могут лишить человека талантов, данных ему природой?!
...Как видим, причина всех бед - в подсознательном неверии в собственные силы.


Три пути избавления.
Зигмунд Фрейд учил, что избавиться от душевного недуга можно лишь ясно осознав и приняв свои смутные переживания, постаравшись на деле осуществить свои фантазии. Скажем, если человек уверен, что его не ценит начальство, не любит коллектив - ему необходимо доказать, что коллеги заблуждаются. Доказать не словом, а делом - не опасаясь насмешек и злословия, зависти и недоверия.
Эта работа, сколько бы душевных сил она не потребовала, никогда не будет напрасной. Здесь любой результат - положительный. В случае реализации цели внутренний конфликт сам собой сойдет на нет. От социофобии не останется и следа. Если же предприятие не увенчается успехом, то человек, по крайней мере, сможет изменить отношение к себе. Тот мнимый пьедестал, на котором громоздилась его высокая самооценка (а следовательно, и социофобия) окажется разрушенным.
Здесь следует оговориться. При всей простоте данного метода, немногие отважатся на такие испытания - бесстрашно преодолеть собственные лень и косность. Сделав первый шаг, человек слишком быстро может осознать трудность поставленной задачи и опустить руки.
Другой, более сложный вариант преодоления социофобии - разграничения собственного "Я" на "интимное" и "общественное". То есть, лицедейство.
Этот путь требует серьезной подготовки - постоянных репетиций и, наконец, некоторых задатков актерского таланта. Это лицедейство - во благо, ради создания комфортных условий существования. Как говорил Шекспир,
Будь лишь ликом ясен:
Кто мрачен, тот всем кажется опасен.
И, наконец, третий путь избавления от социофобии. Окружите себя единомышленниками - людьми, близкими если не по душевному складу, то хотя бы по увлечениям и интересам. Прежде всего - на работе.
Американские социопсихологи доказали, что наличие "внеслужебных мостиков" в трудовом коллективе в значительной мере улучшает климат, повышает производительность и снижает степень утомляемости.
К этому можно добавить, что дружба среди коллег является самым мощным и эффективным средством против социофобии. Недаром одно из золотых правил, соблюдение которого необходимо для достижения успеха, гласит - умей дружить!
______________________________
© Елена НИКИТИНА
Опубликовано в журнале "PRO-спект"