© Елена НИКИТИНА

ЖЕНЩИНА С ХАРАКТЕРОМ

написать автору

Опубликовано в журнале "PRO-спект"
"За что мы любим женщин? - Задался вопросом один из героев Ги де Мопассана. - За кротость и приветливость? За доброту и нежность? За верность, преданность? - Ни в коем случае! Мы любим разъярённых дьяволиц - необузданных и непредсказуемых, меняющих свои вкусы, привычки, убеждения, как перчатки. Мы любим абсолютных эгоисток, противопоставляющих весь мир своему "я". Мы любим, простите за прямоту, стерв!"
...Казалось бы, откровенно отталкивающий набор душевных свойств! Поэты не пожалели сил, чтоб как можно гуще очернить "стервозную масть". Шекспир уподобил их паукам, Бальзак - Гарпиям, а Бодлер - тот и вовсе пригвоздил их к позорному столбу:
О, женщина, о, тварь, как ты от скуки зла!
Чтоб зубы упражнять и в деле быть искусной - 
Съедать по сердцу в день, - таков девиз твой
гнусный.
Увы, практика показывает, что отнюдь не эфемерные создания, сотканные из рассветных туманов и добродетелей будоражат мужские умы, а безжалостные, бессердечные фурии. Секрет весьма нескромного обаяния этих "вострозубых тварей" кроется в том, что именно они (как справедливо отметил Умберто Эко) играют в жизни мужчины ту же роль, что чили-перец в пицце - придают ей незабываемый вкус и остроту.


"Вот иду я красивая..."
Кто же такая стерва? - Хищница - не мыслящая себе спокойной жизни, плотоядное чудовище - в вечном поиске новых жертв, взбелененная тигрица - кромсающая в клочья чувствительные мужские души. Её жизненное кредо звучит примерно так: "Вот иду я - красивая, а мужчины вокруг меня так и падают! И сами собой в штабеля укладываются!" Она измеряет время не часами и месяцами, а количеством соблазнённых и брошенных. Её действия и поступки определяются не любовью, а страстью к приключениям.
Возьмём, к примеру миледи Винтер. Не кардинальские луидоры толкают её на преступления, не тщеславие, не пылкость чувств и не жажда мести. Её ведома лишь одна страсть - страсть к острым ощущениям, к новизне. Она - воин, ведущий перманентную битву со всем миром, бросающий вызов не только людям, но и силам неба. Миледи - нерв "Трёх мушкетёров". Насколько бледным, бесцветным, безвкусным становится повествование после её гибели!.. Насколько стушёвывается хвалёное обаяние д'Артаньяна!
...Оно, впрочем, и неудивительно. С гибелью миледи, д'Артаньян теряет самого коварного врага - наполнявшего его жизнь внутренним смыслом, содержанием.
На его век, конечно, выпадает ещё немало локальных потрясений - дуэлей, конфликтов, сражений, но все они - лишь вспышки, мгновения борьбы, не позволяющие раскрыться его бойцовским качествам в полной мере. Д'Артаньян - храбрец, готовый победить весь мир, вдруг скисает, превращается в блёклую тень. Самую важную кампанию - войну полов - он проиграл.
Чтобы не было мучительно скучно
Что же толкает своенравных барышень на тропу войны, что заставляет их, с позволения сказать, стервенеть? Оказывается, тому есть две причины. Первая - стремление к самореализации, нежелание прозябать в мужской тени, ясное и чёткое осознание того печального факта, что жизнь даётся один лишь раз и прожить её нужно так, чтобы не было мучительно скучно. Вторая - избыток ума, хитрости, энергии - довлеющих тяжким грузом и постоянно провоцирующих на весьма рискованные поступки.
Сочетание душевной гибкости - данной женщине от природы, с мужским вероломством и приводит к появлению на сцене жизни её величества Стервы.
Наиболее прочно этот тип обосновался на русской земле, неслучайно именно здесь женщины-стервы стали, чуть ли ни национальными героинями. Обратимся к Ф.М. Достоевскому, создавшему, в романе "Идиот", хрестоматийный образ 100%-ной стервы - Настасьи Филипповны.
Взбалмошность, нетерпимость, поразительное упрямство - граничащее с самодурством, желание маршировать не в ногу, шагать наперекор всему и вся - вот, вкратце, характеристика г-жи Барашковой. Она не может не сеять вокруг себя атмосферу паники и разрушения. Однако все свои зловещие делишки ей приходится творить бессознательно - повинуясь своей стервозной сущности. В порыве страсти она пренебрегает даже собственной выгодой - с прямо-таки первобытным ликованием швыряет в огонь рогожинские деньги. Или: в последнее мгновение отказывается от брака с князем Мышкиным - сулящим не только материальные выгоды, но и положение в обществе.


Заблудившись в лабиринте души
Другой классический пример русской стервы - Анна Каренина - из одноимённого романа Льва Толстого. У этой на первом месте - грация и обаяние, причудливо сочетающиеся с чрезвычайной нервозностью и ранимостью. Её поведение отражает богатейший спектр чувств - от лёгкой досады до глубочайших душевных катастроф. Заметьте, смена масок у Анны Аркадьевны происходит без всяких на то оснований. Не женщина - загадка!
Особенно рельефно каренинская стервозность вырисовывается в её взаимоотношениях с Вронским - в двусмысленности и недосказанности, от которых страдают все - и сама Анна Аркадьевна, и её любовник, и супруг, и дети...
И ведь что интересно, в жизни у этой женщины есть, казалось бы, всё - она знатна и богата, любит и любима, все её желания исполнились. Но вместо того, чтоб радоваться тихой умиротворённой жизни, она впадает в жесточайшую хандру. От скуки внушает себе, что презираема светом, что ей гнушается любовник. Терзает себя страшными муками - которые, впрочем не проносят морального удовлетворения. Так что, к финалу она приходит совершенно сломленной, безвольной, заблудившейся в лабиринтах собственной души.
Анализируя поведение Карениной, мы сталкиваемся отнюдь не с игривостью и вседозволенностью, а с высшим проявлением эгоизма. Ведь даже самоубийство её - ничто иное, как вызов "чёрствому и лживому" миру, месть за свои, собственноручно смоделированные, страдания.


Тайное оружие против мира.
Разумеется, судьба Анны Аркадьевны Карениной - редчайший, можно сказать экстремальный случай развития стервозного характера, перерастающий в душевную патологию. В реальной жизни стервозность или, ежели угодно, истероидность, присущая, по утверждению психологов 40% женщин - вовсе не помеха. Стервозность - в сущности ничто иное, как защитная реакция, тайное оружие против мира, пытающегося подавить женскую индивидуальность, сломать слишком уж независимый, слишком вопиющий характер. Тем более, что наличие стервозных черт у женщин, по утверждению великого психолога К.Г. Юнга, говорит о предельной чуткости, впечатлительности, экспансивности.
Такие люди страшны в стане врагов, зато среди друзей они поистине бесценны. И только от окружающих зависит в чьем лагере они окажутся.
_________________________________
© Елена НИКИТИНА
Опубликовано в журнале "PRO-спект"