© Елена НИКИТИНА

НОВОГОДНИЕ ТАЛИСМАНЫ

Опубликовано в журнале "Ночной портье"
Ранее Средневековье. Монах Бэда Достопочтенный (автор "Истории англов"), странствуя по дорогам Европы, сталкивается с чудовищным деянием. Язычники, водрузив у подножия векового дуба идола бога Тора, отплясывая неуклюжие танцы, передают из рук в руки новорожденного. Догадавшись о скором жертвоприношении, Бэда спешит пресечь его. Одним махом он валит дуб и вырывает младенца из рук извергов. Читает молитву, и на месте искорененного великана появляется маленькая елочка. "Ель - символ жизни! - Гордо произносит монах. - Впредь, вместо того, чтоб вершить злодейства, водите вокруг нее хороводы". Истязатели трепещут от страха и торопятся исполнить волю миссионера. Для пущего эффекта увешивают деревце колокольчиками - чей звон отгонит злых духов. Так укореняется обычай праздновать Новый год возле наряженной елки. 
Это - легенда. Первое же фактическое упоминание о праздничных елках мы находим в муниципальных летописях Страсбурга за 1498 год. По собственному почину горожане впервые устраивают зимние гуляния в еловой роще на берегу Рейна. Принесенные с собой сладости они развешивают на деревьях - не таскать же в руках!.. Так закладывается новая традиция. 
Эразм Роттердамский, посетивший страсбургские гуляния в 1516 году, называет их чудесным проявлением народной фантазии. 
В 1519 Мартин Лютер, дабы объединить Рождество и Новый год - духовный и светский праздники, вводит обычай украшать елки рождественскими свечами. Благодаря этому "ноу хау" новогодние торжества XVI, XVII и XVIII веков не обходятся без эксцессов. Накануне 1698 года пожары едва не уничтожают весь Бремен! Ведра с водой, заранее расставленные вокруг елок, не помогают... 
Стихийные бедствия продолжаются до 1842 года. Теперь полноценную замену свечам - электрическую гирлянду, аналогичную той, что используется в телефонных распределительных щитах, предлагает англичанин Ральф Моррисон. Изобретение он совершает исключительно из верноподданнических чувств - прочитав в газетах о новогоднем пожаре в Виндзорском дворце. Огонь чуть не унес жизнь принца Альберта, мужа королевы Виктории. 
В Америке, куда интерес к елкам был завезен германскими переселенцами, возникла чрезвычайно самобытная традиция. На новый, 1804 год, солдаты форта Дирборн приносят в казармы деревца из соседнего леса и украшают их, вместо свечей и сластей, боевыми патронами. "Милитаристические елки" появляются в зажиточных домах Нью-Йорка и Филадельфии. В начале 40-х американские газеты сообщают о настоящей елочной истерии, что позволяет предпринимателям превратить елки и украшения к ним в статью дохода. За производство елочных украшений принимается некий Чарльз Миннегорот из штата Вирджиния. Год спустя, в 1843-м, он становится официальным поставщиком новогодних игрушек в Белый Дом. Накануне 1851-го человек по фамилии Карр устраивает в центре Нью-Йорка первый елочный базар. 
В России, с середины XVIII века елку украшают исключительно в немецких домах. Первая публичная елка в Петербурге появляется в 1852 году, по инициативе императрицы Александры - в прошлом, немецкой принцессы. 
Возле елки устраивается благотворительный базар в пользу детей - сирот. Главным приказчиком выступает сам император Николай I. Пресса сравнивает царя с его святым покровителем - Николаем Угодником. Или, на немецкий манер, - с Санта Клаусом. Повод для сравнения - средневековая легенда, согласно которой Св. Николай в новогоднюю ночь подбросил обнищавшему мужику, готовому отправить своих дочерей на панель, мешочек с золотом. 
Впрочем, попытка сделать Святого Николая русским новогодним талисманом, безуспешна. "Свято место" уже занято языческим божком по имени Морозко. Древние киевские летописи рисуют его жестоким и вероломным насмешником над людьми. Таким его изображает и Н.А. Некрасов в поэме "Мороз - красный нос". Правда, свирепствует Морозко недолго. Уже во времена Владимира Мономаха он начинает мутировать к лучшему. За это его титулуют отчеством Васильевич (от греческого Basileus - владыка). 
В 1805 году "Мороз Владыкович" удостаивается похвальной оды от самого Гаврилы Державина. А во время войны 1812 года он уже на полную катушку служит отечеству. Названный в "Евгении Онегине" русским богом, он изгоняет отсюда наполеоновские орды. 
В 1888 году Дед Мороз Васильевич официально признается покровителем зимы. (Дело происходит в Белокаменной, на рождественских гуляниях). И до сих пор достойно представляет Россию в сборной команде национальных "новогодних старцев" - рядом с уже упомянутым голландским Санта Клаусом, греческим Св. Василием, французским Св. Сильвестром, сицилийским Св. Януарием, ирландским Св. Бонифацием, английским Рождественским Батюшкой и финским Йоулупукки. 
___________________
© Елена НИКИТИНА
Опубликовано в журнале "Ночной портье"