© Елена НИКИТИНА

ТРАНСВЕСТИТЫ, СОБСТВЕННЫМИ ПЕРСОНАМИ

Опубликовано в журнале "Ночной портье" 
1.
Афины. 441 год до н.э. Лето. На традиционные Элевсинские мистерии (куда доступ имеют только дамы) просачивается мужчина, переодетый в женщину. Разъяренные гречанки тащат извращенца в суд. Бедолага лопочет что-то в свое оправдание, но слова его тонут в гневном многоголосии.
Еврипид, председательствующий в Народном собрании, узнает в срамнике своего тестя Мнесилоха. Того бьет нервная дрожь. "Клянусь собакой, - выдавливает он в свое оправдание, - я всю жизнь мечтал родиться женщиной". Резкими неверными движениями он расстегивает разукрашенный золотом пояс, развязывает набедренные повязки, срывает с себя треклятый шафрановый хитон и рвет его на части. Шлепает себя по дряблым ляжкам. "Что, что еще смогло бы облагородить это уродливое тело! От чего бы еще я смог получить такое наслаждение! Такое блаженство!.." Старик произносит это и заливается слезами. Он еще не знает, что впоследствии станет героем комедии Аристофана.

Другой персонаж - римский император Нерон (I век н.э.). Его сексуальные способности настолько незначительны, что он вынужден прибегать к различным уловкам. Например, переодеваться женщиной, чья роль в интимных актах пассивна.
Нерон готовится к соитию. Накладывает густой макияж, румянит щеки, красит брови, подводит ресницы, напяливает на лысеющую голову пышный парик. Тело облекает в женскую тунику, подвязывает сандалии на высоком каблуке. Глядит на себя в зеркало - возбуждается. Супруга предвкушает бесшабашный акт. На ней медная кираса и телячьи калиги. Она одета как воин. Семейная идиллия цветет пышным цветом.

Англия. Начало XIV века. Переодевания в женские одежды практикует король Эдвард II. Он заказывает портным целый гардероб женского белья: от платьев служанок до нарядов фрейлин двора - всего 752 наряда.
Каждую ночь король, преобразившись дамой, отправляется на рискованную прогулку по Лондону. Жаждя восхищения, он болтается в самых грязных кварталах. Три года убивает монарх на променады, но на его "женский лик" - увы - никто не покушается.

XVIII век. Шотландский принц Чарльз Стюарт фланирует по эдинбургским улицам в платье кухарки. Со временем он настолько входит во вкус, что, позабыв о престоле, навсегда покидает Шотландию. На сей раз на нем костюм горничной.

Две с половиной тысячи лет трансвестизм пытается выйти из подполья...


2.
Середина XIX века. Лондон. Театр Друри Лейн. У служебного входа полицейский замечает двух ярких барышень - в пышных шляпках, тугих корсетах и широченных кринолинах. Фу, какие странные, решает полицейский, и продолжает заворожено рассматривать их. Чем дольше рассматривает, тем больше они кажутся ему подозрительными. Едва заметная фальшь настораживает. В конце концов, полисмен решает, что перед ним преступницы. Он препровождает подружек в участок.
Барышни манерничают, ерепенятся. Страсти накаляются, когда полисмены начинают обыскивать парочку. Раздевайтесь по-хорошему, командуют бобби, краснея при этом до корней волос. Девицы вешают носы. С треском лопаются застежки и завязки, разлетаются в разные стороны шелковые розы, обнажая ...два совершенно мужских тела. Теперь у полиции нет сомнений - перед ними переодетые преступники - 23-летние Эрнест Болтон и Фредерик Парк. Приятели протестуют против обвинений. "Нам просто нравится переодеваться", - поясняет Болтон. Бобби недоумевают, как такое может нравиться?..
Слухи об этом возмутительном инциденте проникают в прессу. На следующее утро в участке появляется мать Эрнеста. Мой сын с 6-летнего возраста питает необъяснимую тягу к переодеваниям, уверяет она. Но полицейские отказываются ей верить. Горе-трансвеститов приговаривают к месяцу общественных работ, за нарушение общественного порядка.
Тем временем, как друзья отбывают наказание, на улицах Лондона появляется престраннейшая долговязая женская фигура. День за днем она совершает один и тот же маршрут - от Скотленд-ярда, по набережной Темзы, к площади конского рынка, где находится Камберуэллская тюрьма. Дама эта - никто иной, как инспектор Лоу, спешащий на свидание со своим недавним подопечным мистером Болтоном.
Что же заставляет служаку затягиваться в корсет? Жажда новых ощущений! Или, как определял Болтон, чувство туго стянутой груди, чувство ног, овеваемых ветром шелка, чувство свободы и вседозволенности, наконец.
Инспектор, переодевшись женщиной, дефилирует по рабочим кварталам и ждет не дождется освобождения Болтона. Они вдвоем отправятся во Францию, славящуюся терпимостью причудам. Они пересекут Ла-Манш, и жизнь станет прекрасной и удивительной.


3.
Сталкиваются на Елисейских полях два молодых человека. 
Ах, какие прекрасные зеленые волосы! - восторгается первый. - Чем ты их красишь?
А где ты раздобыл свой пышный кринолин? - любопытствует второй.

Первый голос принадлежит Эрнесту Болтону, второй - Шарлю Бодлеру.

Бодлер в восторге от своего нового знакомца. В считанные дни формируется клуб любителей женского белья, в который, помимо Бодлера, вступают Теодор де Банвилль, Жерар де Нерваль, Оноре Домье и др.
14 июля 1850 года творцы, облачившись в женские одежки, выходят на площадь Бастилии. И тут же оказываются заточенными в тюрьму Санте. Болтон разочарован: французы оказываются столь же твердолобыми, как и англичане.
На следующий день, оказавшись на свободе, Домье рисует уморительные карикатуры, расклеивает их по всему периметру площади Бастилии. Бодлер и Банвилль пишут серию очерков, пропагандирующих трансвестизм и поносящих консерватизм властей. Разражается нешуточный скандал, благодаря чему трансвеститский почин подхватывают массы.
В мужской сюртук облачается знаменитая актриса Луиза Рашель. Дурной пример оказывается заразительным. Мадам оказываются куда раскрепощенней мусье. Они не только подражают артистке, но и тщатся переплюнуть ее.

Эпидемия трансвестизма захлестывает Париж. Драматург Сухово-Кобылин, посетивший Францию, заметил: "Такое впечатление, что в Париж населен одними кавалерами, ибо доже дамы тамошние во фраках да сюртуках щеголяют".
Жандармерия бросает лучшие силы на борьбу с трансвеститками. Мамзели рьяно сопротивляются. Вот небольшой отрывок из протокола допроса от 15 мая 1851 года, из архивов Парижского суда.
- Я, может быть, Жорж Санд подражаю, - заявила женщина, задержанная за ношение мужской одежды. - Почему ей можно было фрак носить, а мне нельзя?!
- У Жорж Санд много заслуг. Это во-первых. Во-вторых, она шесть лет разрешения добивалась.
- Вот и я требую разрешения, - не унималась задержанная. - А заслуг, если хотите знать, у меня не меньше. Я пол-Франции на панели обслужила!

Трагикомична история некой Мари-Анж - проститутки с пляс Пигаль. Девушка разгуливала по Парижу в мужских кальсонах, фрачной сорочке и котелке. Жандарм, случайно наткнувшийся на нее, потребовал, чтоб она переоделась. Мари-Анж скривила губы. Достала из холщовой сумки корсет, и протянула его блюстителю. На-ка, примерь! А потом скажи, понравилось или нет. Жандарм поддался на провокацию. Еле-еле всунувшись в "женское обмундирование", со скрипом затянув на животе тугие тесемки, и жадно затянувшись порцией утреннего воздуха, он буквально взревел. И тебя в этом что-то не устраивает?!!! Да в такой одежде бодрым себя чувствуешь, подтянутым!!!
Вернувшись на работу, восхищенный жандарм не преминул поделиться новым опытом с коллегами. Мари-Анж была найдена, и посажена под арест.


4.
К 70-м годам XIX века трансвестизм становится закономерным явлением. Уже ни у кого не вызывает негодования Сара Бернар, играющая мужчин на подмостках Комеди Франсе. Даже постановка первой трансвеститской драмы "Сосцы Тиресия", созданной еще одним фанатом переодеваний, Гийомом Аполлинером, проходит без сучка и задоринки.
Ныне коротко стриженая женщина в брючном костюме - вполне заурядное явление. А вот мужские бои за ношение платьев продолжаются. Не так давно на пляже в Майами был арестован младший сын Эрнста Хемингуэя Грегори, известный нью-йоркскому бомонду под именем трансвестита Глории. Он разгуливал по набережной в изодранной в клочья женской ночной рубашке. С полисменами Грегори долго не церемонился. "Вам известно, что такое трансвестизм? Это - желание переодеваться в одежду противоположного пола, с целью получения сексуального удовольствия. Так почему вы мне мешаете получать это удовольствие?!"
Несмотря на трезвые аргументы, солидный возраст (69 лет) и широкую известность, Грегори был заключен в тюрьму, причем - в женскую. Там он, собственно, и скончался...
_________________________________________________________________________
Трансвестизм (от латинских слов "транс" - через и "вестире" - одеваться).
© Елена НИКИТИНА
Опубликовано в журнале "Ночной портье"