© Елена НИКИТИНА

УМЕЛИ ОНИ ВЕСЕЛИТЬСЯ!

Опубликовано в журнале "Ночной портье"
До каких только изощрений и извращений ни доходят иные в погоне за неизбитым, щекочущем нервы и мозги удовольствием! 
Клеопатра, к примеру, принимала ванны из крови своих любовников, Калигула делил ложе с жеребцом по имени Инцитатус, Иван Грозный насаживал на посох преданных слуг, маркиз де Сад кормил женщин шпанской мушкой, из-за чего их животы вздувались, подобно парусам или барабанам, на которых предприимчивый маркиз выстукивал свои ритмичные коды... 
К ХХ веку люди, конечно, измельчали, однако и тут, нет-нет, да и найдется изобретательный субъект, способный превратить разврат в явление подлинного искусства! 

В самом начале прошлого (уже) столетия не было равных по изобретательности 19 графу Тулузскому, более известному, как Тулуз-Лотрек. Этот проворный коротышка, имевший рост в сто восемнадцать сантиметров, обладал недюжинной потенцией и столь же недюжинной фантазией. В числе его любимых развлечений было, посадив натурщицу в корзину, выбив из этой корзины дно, поднять ее к потолку своей мастерской на туго закрученной бечевке. Сам он при этом ложился навзничь, нацелив лингам прямо в центр медленно опускающейся корзины. В момент контакта, Лотрек дергал за веревку и корзина, с натурщицей начинала, вращаясь, взмывать обратно под потолочные балки. При этом сам сладострастник, благодаря малому весу, тоже поднимался, медленно вращаясь - наподобие прицепа. Вы, наверное, догадались, что служило ему единственной точкой опоры, препятствующей земному тяготению, этакой, да простится мне этот невинный эвфемизм, соломинкой! Однажды, впрочем, силы изменили Лотреку и он, отчаянно размахивая конечностями, сверзился вниз с трехметровой высоты, сломав несколько ребер. После этого падения, он так и не смог окончательно оправится! Последовал грандиозный запой, унесший графа в могилу. 
Лотрек умер, став легендой Монмартра. Почин его пытались перенимать художники, поселившиеся там, но - безуспешно. По крайней мере, до появления Модильяни. Последний, правда, ввиду слабого здоровья, не совершал подобных эквилибров, однако придумал еще один неплохой способ борьбы с хандрой. Разостлав вместо простынь, холсты, Амедео, вместе со своими монпарнасскими подружками. Лили, Кики, Мими, Марго и прочими, густо разбрызгав по ним краски, принимался отчаянно кувыркаться. В процессе этих акробатических номеров, тела художники и его "моделей" покрывались разнообразными цветными пятнами, подтеками, линиями... В таком виде, выпив абсента и курнув гашиша, художник с товарками отправлялись на ночные прогулки по Парижу, шокируя своим видом почтенную парижскую публику. Так, по сути, родился боди-арт, одно из модных направлений современного искусства. 

В двадцатые годы похожие эксперименты, выйдя за пределы мастерских, стали достоянием общественности. Особую популярность приобрел аттракцион, ежевечерне устраивающийся в кабаре Мулен де ла галетт. Уродливый карлик - напоминавший то ли Квазимодо, то ли почившего Лотрека - кривоного-горбатое существо по имени Шарло, любимец парижских дам полусвета, обходил столики, срывая с вопящих от сладострастия женщин, их одежды. Затем, обнажив ползала, вывозил огромный бисквитный торт и начинал щедро разбрызгивать крем, сверху поливая ликерами. Совершив все это, он, носясь на своих коротких ножках по залу, принимался облизывать уже окончательно одуревших от истомы женщин. Тут его почин шел в массы - присутствующие тут же мужчины, по большей части в нормальной жизни - солидные коммерсанты и банкиры, почтенные отцы семейств, сбрасывая с себя респектабельные смокинги, включались в эту игру под одобрительные вопли Шарло! 
Вскоре по всему миру прокатилась настоящая эпидемия идентичных перформансов.

В городе Гамбурге, в заведении некоего Бернштейна роль Шарло исполняет дюжина... карлиц! Одетые в псевдогреческие туники, семеня на непропорционально высоких котурнах, под звуки пасадоблей и фокстротов, они обходят сидящих в зале мужчин, лихо раздевая их до костюма Адама, после чего, расставшись со своими полупрозрачными нарядами, ныряют в бассейн, наполненный шампанским и айсбергами мороженого. Мужчины покорно следуют за ними... Начинается оргия, перемежающаяся моржовым фырканьем, громкой икотой и чавканьем. 
А в чопорном и сентиментальном Берлине открывается настоящий театр уродов, называющийся, не без претензии "Аляска". Который, впрочем, сложно назвать театром - больше это заведение напоминает нечто среднее между кабаре и борделем. Невероятную славу этому месту придает одна пикантная особенность - здесь работают только калеки! Однорукие и одноногие клоуны на сцене, однорукие и одноногие певички и официантки, они же - феи любви, привлекающие сюда толпы народа. "Никого уже не интересуют статные белокурые Гретхен и Лизхен, всем подавай калек. Что бы там не говорили, у немцев сейчас только одно в цене - разврат. Притом, самый, что ни на есть изощренный!" - сокрушается философ и социолог Эрнст Юнгер.
Действительно, искалеченные и больные всеми мыслимыми заболеваниями девушки идут у берлинцев нарасхват! Проститутки с Александр плац теряют клиентов и остаются не у дел! Отчаявшись, они специально лишают себя одного глаза, отрубают пальцы, поливают головы кислотой, наносят себе шрамы - только для того, чтоб устроится в это заведение. И не напрасно! Хозяин "Аляски", герр Рудольф Вассерман платит щедро, не говоря о несметных "чаевых", которыми сердобольные мужчины буквально осыпают своих "фей". Среди завсегдатаев заведения - писатель Альфред Деблин и поэт Готфрид Бенн. Первый опишет атмосферу "Аляски" в знаменитом романе "Берлин. Александр плац", второй - в цикле стихотворений "Морг". А одна из местных "фей" - съеденная сифилисом до скелетообразного состояния 14-летняя девочка по имени Европа станет героиней лучшего лирического стихотворения Бенна:

Европа с провалившимся носом 
Дитя, не дождавшееся конфирмации,
Я подарю тебе Аляску
Твой мореход, твой варвар, 
Твой сверхчеловек!

Фриц Ланг увековечивает "Аляску" в фильме "М", а много лет спустя - Ингмар Бергман в картине "Змеиное яйцо". 
Заведение это, ставшее культовым, прекращает существование в 1933 году, разгромленное штурмовиками. Но еще долго оно остается в памяти берлинцев, как самое экстравагантное увеселительное заведение.
_________________________________
© Елена НИКИТИНА
Опубликовано в журнале "Ночной портье"