© Елена НИКИТИНА

ВЕНСКИЙ ПЕРИОД РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Опубликовано в журнале "Ночной портье"
Знаете, чем отличается петербуржец от любого другого человека на земле? Спросите у европейца, американца, пожалуй, даже турка, что такое Вена? И каждый из них начнет плести какую-нибудь околесицу о всяких там Дунаях, Штраусах и Габсбургах. Словом, о чем-то далеком и малопонятном. Петербуржец же, с чувством собственного достоинства и в предвкушении гастрономических соблазнов, скажет, сияя довольством: Вена - это тут, неподалеку, на углу Гороховой и Малой Морской. Искренне рекомендую!
А. Аверченко

В начале XX века, во времена Аверченко, "Вена" была чрезвычайно популярна. О ней ходили легенды, слагались поговорки.
* Быть в Питере и не побывать в "Вене" - все равно, что быть в Риме и не увидеть Папы Римского.
* Ни в редакции, ни в конторе, ни на квартире не переговоришь так с нужным человеком, не отдохнешь так, как в "Вене".
* Если ты трубочист - то лезь на крышу, если пожарный - то стой на каланче, а если литератор или журналист - ступай в "Вену".

"Вена" берет свое начало в 1832 году, когда в бельэтаже углового дома на углу Гороховой и Малой Морской, открылся "Венский трактир". Свое название он получил из-за того, что находился поблизости от венской слободы - района, населенного ремесленниками из Австрии и Германии. Кстати, именно они и были здешними первыми посетителями. Это обстоятельство подчеркнул Гоголь. Герои его "Невского проспекта" - сапожники Шиллер и Гофман, частенько наведывались в "Венский трактир".
Заведение, впрочем, просуществовало недолго. Прижимистые эмигранты в два счета довели его до банкротства.

В 1848 году в опустевшем помещении расположился "Интернациональный ресторан", который возглавил француз де Сюмитье. Впрочем, он тоже вскоре уступил дело немецкому ресторатору Лернеру. После него ресторан сменил еще девятерых владельцев, которые, бодро начав, кончали столь же бесславно.
Дело дошло до того, что за этим местом закрепилась недобрая репутация. Поговаривали о "нечистой силе", вселившейся в дом на углу Гороховой. Так или иначе, но, когда бывший официант из ресторации Лернера, Иван Сергеевич Соколов взял это "проклятое" помещение в аренду, он первым делом заказал молебен. И не кому-нибудь, а самому Иоанну Кронштадскому, к тому времени стяжавшему славу великого экзорциста. Итак, 31 мая 1903 года, после того, как отец Иоанн изгнал бесов, ресторан "Вена" открылся-таки! 
Первоначально он имел всего один зал, шесть кабинетов и маленькую кухню, расположенную в дворовом флигеле. В штате ресторана было всего 40 человек. К всеобщему удивлению, новый ресторан стал быстро набирать обороты. И уже три года спустя в "Вене" было 4 огромных зала, 13 кабинетов, а штат вырос до двухсот человек. 

Распорядок дня в "Вене" был достаточно оригинальным. Ресторан открывался с 12 часов дня. До 15 часов подавали завтрак. С 15 до 18 часов - время обедов. С 23 часов сюда начинала съезжаться публика после вечерних спектаклей. К полуночи ресторан был полон. Жизнь здесь бурлила до 3 часов утра. По воспоминаниям современников, уходили из "Вены" неохотно. Медлили. Только усиленные просьбы самого владельца - Ивана Сергеевича Соколова, а также напоминания, что официанты устали и барышни за буфетом падают от усталости, заставляли журналистов, юмористов, беллетристов подниматься с насиженных мест.

"Вена" была одним из самых крупных ресторанов Петербурга. За день здесь обслуживали до 500 завтракающих, около 600 обедающих, не считая сотен посетителей, которые ограничивались посещением буфета.
Стандартный завтрак включал в себя:

Завтракъ - 75 копеекъ
Графинчикъ водки - 40 копеекъ
2 кр. пива - 20 копеекъ
На чай слуге - 30 копеекъ
На чай швейцару - 20 копеекъ
_____________________
Итого 1 рубль 85 копеекъ

Господин Соколов угождал посетителям, как мог. Каждое утро он, вместе с двумя дюжинами слуг, обходил петербургские рынки. Лично выбирал каждый кусок мяса, каждую куриную тушку, каждый кочан капусты.
Меню состояло исключительно из фирменных "Венских" блюд. Клиенты имели право фантазировать, предлагать свои особые рецепты салатов, супов, мясного жаркого. Изыски "Венской кухни" вызывали даже стихотворные восторги. Так, некто под псевдонимом "Эпикур" написал к 10-летнему юбилею ресторана посвящение в стихах:

"ВЕНА" -

Ризотто Миланезе...
Шашлык и поросенок...
Ах, аромат их тонок,
Точь-в-точь духи Фарнезе.
О беф були, котлетки
("Варвара" и другия)...
Их качества благия
Оценят лишь поэты.
О Левенбрей 
и Шпатен...
О вина и ликеры...
Они ласкают взоры,
И вкус их так приятен.
Но лучше Соколова
Не знаю я приманки:
В нем ум, размах есть Янки,
И дела он основа.

Но, что бы ни говорили, что бы ни писали, самой большой "Венской достопримечательностью" были посетители. Буквально с первых недель существования ресторан начал превращаться в настоящую художественно-артистическую Мекку. Начало этому положил уже упомянутый Аверченко. Не будучи обремененным семьей, Аверченко столовался у Соколова постоянно, за что получал половинные скидки на всю заказанную снедь. Растроганный щедростью Соколова, Аверченко разрекламировал заведение и тут и там.
Вскоре завсегдатаями "Вены" стали: нежная дива Тэффи, застенчивый Саша Черный, шкафоподобный Ре-ми, растрепанный Войнов, шкодливый Потемкин, интеллигентный Ландау. Именно здесь, за венскими столиками, создавалась "Всемирная история от Сатирикона". Здесь Саша Черный писал свои язвительные сатиры. Здесь же он познакомился со своим будущим другом, Александром Ивановичем Куприным. Между прочим, лучшие страницы купринской прозы, в том числе, знаменитый "Поединок" были созданы именно в "Вене". Не случайно в те дни ходила эпиграмма: 

...Ах, в "Вене" множество закусок и вина,
Вторая родина она для 
Куприна...

Между порочим, именно Куприн написал торжественную оду в честь И.С.Соколова, ставшую гимном Вены:

Известный гастроном, наш друг Иван Сергеев,
Губитель птичьих душ, убийца многих мяс, 
Всех православных друг, но друг и иудеев,
В заботах кухонных ты с головой увяз.
Случалось над залой вскользь пореяв, 
Он иногда кормил так изобильно нас,
Как женский монастырь не кормит архиреев,
И даже критиков кормил ты про запас!
Сконгломерировав актеров и поэтов, 
Художников, певцов и прочих темных лиц
Поистине собрал музей ты раритетов.
От имени мужчин, от дам и от девиц
Богема шлет тебе шестьсот и шесть приветов...

В 10-е годы ХХ века не было ни одного уважающего себя литератора, который, хотя бы раз не засвидетельствовал "Вене" свое почтение. Частенько здесь можно было увидеть популярнейших беллетристов Скитальца, Осипа Дымова, скандально известного "порнографа" Арцибашева, Евгения Замятина, молодого А.Н. Толстого. Здесь до хрипоты спорили о поэзии Блок и Гумилев, пили на брудершафт Георгий Иванов и Сергей Городецкий. А 10 февраля 1912 года в кабинете №9 была образована Академия Эго-Поэзии (Вселенских футуристов). Ее родоначальниками стали И.В. Игнатьев - Казанский, Игорь Северянин, Жозефина Лемье, К. Олимпов (К.К. Фофанов). Торжественное рождение футуризма приветствовали находившиеся в зале Леонид Андреев, Вячеслав Иванов, Максимилиан Волошин, Сергей Маковский, Корней Чуковский... На память были сделаны коллективные фотографии петербургскими мастерами Буллой и Оцупом.
Столь же традиционными стали встречи в "Вене" для артистов. Они приезжали сюда сразу после спектаклей. Залы ресторана помнят голоса Ф.И. Шаляпина, И.В. Тартакова, Л.В. Собинова, Ю.Д. Протопопова, П.З. Андреева, Н.Н. Фигнера.
Здесь, прямо в залах, работали Константин Коровин и Юрий Клевер, Константин Сомов и Юрий Анненков, Александр Головин и Борис Григорьев... Так создалось уникальное художественное собрание И.С. Соколова. Картины, акварели, эскизы и картоны с подписями знаменитостей, со стихотворениями - посвящениями, с шаржами почти полностью закрывали стены "литературных" залов. 
Естественно, что при таком обилии знаменитостей, "Вена" стала настоящим пресс-клубом - своеобразным генеральным штабом петербургских журналистов. 
Пресса - тогда ее называли "Шестой державой" - появлялась в ресторане целыми редакциями. За одними столиками располагались "Биржевые ведомости", за другими - редакция известнейшего "Журнала для всех". Рядом - представители петербургских еженедельников. В кабинетах проходили редакционные собрания журналов "Аполлон" и "Золотое руно". 
Редактор "Аполлона", Сергей Маковский, в своих мемуарах назовет этот период русского искусства "Венским". 
_____________________________________
© Елена НИКИТИНА
Опубликовано в журнале "Ночной портье"