Под редакцией Елены НИКИТИНОЙ

 БРАТ - 3 (меньший)

назад, в Котофеево

Кот и кошка с Таганки

В театре на Таганке, обитают кот и кошка. Периодически они проникают на сцену - когда идет спектакль. И вместо того чтобы заниматься обычными амурными делами или просто хулиганить, они на полном серьезе включаются в игру. Даже то, что эта парочка все время появляется в разных постановках, никого не смущает. Таганцы давно привыкли к кошачьему дуэту и не ропщут. А за кулисами они даже восхищаются импровизационным мастерством четвероногих. Им, конечно, приходится подыгрывать, но это с лихвой окупается зрительскими аплодисментами.

Кот Вася - англичанин

...Следует, наконец, отдать должное четвероногим артистам - признать их заслуги перед искусством. И в первую очередь стоит упомянуть котов, изрядно отличившихся на ниве отечественного театрального искусства.
До сих пор артисты БДТ вспоминают, что Георгий Александрович Товстоногов не приступал к работе до тех пор, пока на его столе ни появлялся любимый кот, Кстати, именно благодаря покровительству главного режиссера в подсобных помещениях БДТ развелись целые полчища котов. При жизни Маэстро все закрывали глаза на кошачьи бесчинства, однако со временем ситуация изменилась. Теперь всякий раз перед началом спектакля капельдинеры устраивают форменную облаву на усатых полосатых, лишая их возможности просочиться на сцену.
Этот странный ритуал своим появлением обязан событиям четырехлетней давности.
Шел спектакль "Этот пылкий влюбленный" с участием Алисы Фрейндлих и Владислава Стржельчика. В самый разгар представления, на фоне задника, изображавшего интерьер английского дома (действие разворачивалось в Англии), откуда ни возьмись появился толстый кот и заворожено уставился на Алису Бруновну. Сперва артисты делали вид, что не замечают пришельца, надеясь, что скоро он покинет сцену. Но тот, как назло, не двигался с места. Тогда Стржельчик решил спасать ситуацию и громогласно объявил: "Знакомьтесь, это - наш домашний кот Вася". Зал буквально зарыдал от смеха. Спектакль пришлось прервать...

Черный "призрак" театра Сатиры и его подруга

Рассказывает Александр Ширвиндт.
"Однажды к нашему Валентину Плучеку (в прошлом, главному режиссеру Московского театра Сатиры, прим. ред.) из Англии прибыл кузен - великий режиссер Питер Брук. Плучек, решив блеснуть своим мастерством, пригласил его на репетицию гоголевского "Ревизора" - спектакля, которым чрезвычайно гордился. Гордился н, собственно, декорациями - которые по ходу действия перекашивались и обваливались, символизируя ужас чиновников. Падение декораций должно было совпадать со словами "к нам едет ревизор".
Когда на репетиции Городничий - Паланов произнес эту фразу, Плучек гордо посмотрел на Брука. И, к огромной радости, обнаружил ужас на его лице. Победоносно обернувшись к сцене, он, в свою очередь, тоже замер от ужаса. По руинам декораций отчаянно носился огромный черной масти кот. Метался он минут пятнадцать. И все это время и артисты, и Плучек, и Брук напряженно ждали, чем это закончится. Кот же, вдоволь нарезвившись, убежал как ни в чем не бывало. Репетиция продолжилась.
После ее окончания потрясенный Брук обратился к Плучеку: "Валя, ты гений! Я никогда такого еще не видел! Как тебе удалось? Что это, дрессура такая?!"
И Плучек, покраснев от стыда и удовольствия, не нашел в себе сил признаться, что в действие вмешался случайный кот. Вместо этого он самодовольно произнес: "Да, работа была проделана серьезная. Я решил воплотить задумку Гоголя - как будто черт пролетел".
...Этому коту была присвоена кличка Черт, и с тех пор он стал настоящей легендой Театра сатиры, чем-то наподобие призрака - необходимого атрибута старинных замков. Избалованный вниманием, Черт окончательно обнаглел бесцеремонно привел в театр подругу. А уже через некоторое время обзавелся потомством, которое явилось достойным продолжателем династии.
"Близняшки" дебютировали в спектакле "Молчи, грусть, молчи", где Ольга Аросева играет роль дамы с симптоматической фамилией Котята. Как-то в момент выхода на сцену после реплики: "Где же Котятами" - Ольга Александровна случайно обнаружила в подборе занавеса двух Чернышей. И, вместо того чтобы собственнолично показаться зрителям, она отдернула занавес и продемонстрировала залу двух резвящихся котят.
"Эта "Грусть" была самой радостной", - положа руку на сердце, призналась позже Ольга Александровна.

Собака вешала вермишель на уши зрителям

С представителями кошачьего народца по праву делят лавры сценического успеха их "антиподы" - собаки.
Возможно, тому виной специфика репертуара Московского Театра сатиры, но его труппа постоянно попадает в конфузные ситуации. Так, во время сочинских гастролей, на представлении спектакля "Проснись и пой", где главные роли принадлежали Георгию Менглету и Нине Архиповой, к эстраде вразвалочку подошла "очень колоритная дворняга". Она уселась в проходе и очень внимательно стала наблюдать за происходящим. Она удивленным взглядом окидывала публику, когда та заливалась смехом, и зычно скулила, когда актеры начинали диалог. Собака "лицедействовала" минут 40. Когда же Архипова и Менглет дуэтом стали исполнять песню "Хочешь, вермишель тебе сварю?" на стихи Ширвиндта, собака театрально зевнула, в голос, и демонстративно удалилась.
Александр Анатольевич Ширвиндт был так раздосадован поведением "беспризорницы", что затаил в душе злость на всю собачью братию. Но вскоре ему представился случай "отыграться". Это произошло на съемках фильма "Трое в лодке, не считая собаки".

Два фокстерьера в роли Монмаранси

"Трое в лодке, не считая собаки". В роли Монмаранси снимались сразу два фокстерьера - Герцог и Грех. Герцог, по воспоминаниям Михаила Державина, был злым псом. Он беспрекословно выполнял и все команды - тащил зубами лодку, доставал из воды ботинок...
А Грех, напротив, был добрым и абсолютно тупым - "его запросто можно было взять на руки и погладить". Его-то и выбрал Ширвиндт для реализации своей "страшной мести".
Стоило Ширвиндту остаться наедине с добродушным Грехом, как последний получал пинка и кувырком летел в холодную воду. Эта процедура повторялась снова и снова...
Закончилось все тем, что Грех простудился, начал чихать и кашлять. И только тогда сердце Ширвиндта смягчилось,
Более того, он даже пригласил ветеринара и на собственные средства вылечил Греха.
Расстались они друзьями.

Члены артистических семей

Артисты, по природе своей люди тонкие и чувствительные, платят четвероногим "коллегам" трогательной любовью и уважением.
Сергей Юрьевич Юрский, например, называет своего кота Соуса (недавно пропавшего) членом семьи и при каждом удобном случае рассказать драматическую историю его приобретения.
"Соус родом из МХАТа. Он сын "штатной" театральной кошки Машки. К тому времени, когда в какой-то подсобке его обнаружила Юлия Меньшова, он переживал нелучшие дни - был слабым, застенчивым и беззащитным котенком, ему серьезно доставалось от старших собратьев. Я принял его в семью не задумываясь.
Еще драматичнее история кошки Зяки. "Ольга Владимировна Волкова, - говорит ее невестка, Чуллан Хаматова, - еще во время работы в БДТ подобрала несчастную кошечку, которую какие-то злыдни нарочно отравили. Она принесла ее домой и долго выхаживала. Когда кошка пришла в себя, ее назвали Зякой - в честь Зиновия Яковлевича Корогодского, бывшего руководителя питерского ТЮЗа и учителя Ольги Владимировны. Зяка - это такое потрясающее существо!"
Сама Чулпан продолжает анималистические традиции Ольги Волковой, первый успех к которой пришел осле роли Олененка Бемби. Для Хаматовой такой ролью стала Собачка Сильвия.
"Эта роль, - говорит Чулпан, - дорога мне тем, что позволяет выразить мое отношение к животным - любовь, которой я пытаюсь делиться со зрителями. Если кто-нибудь, посмотрев "Сильвию", станет хоть капельку добрее, я буду по-настоящему счастлива".
Из интервью Елены СТЕПАНЮК

счетчик посещений